Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 237 ным бесправием», нежели обычным правом [7]. Стоит особенно упомянуть об исследованиях В. П. Данилова, всесторонне изучившего крестьянский повсе- дневный быт [8]. Одним из видных исследователей обычного права великорусских крестьян является Л. И. Земцов. В своих научных работах на материале решений волост- ных судов двух уездов Рязанской губернии, он делает выводы о преобладании в 1860–1870-х годах в великорусской деревне обычно-правовых норм над юри- дическими законами [11]. Также в своих исследованиях Л. И. Земцов касается вопросов взаимоотношения крестьянства и приходского духовенства, пробуж- дения самосознания великорусских крестьян в начале XX века [13; 14], поло- жения крестьянского мира во время мировой войны [12]. В 2004 г. выходит исследование В. Б. Безгина. В нем автор, уделяя при- стальное внимание сельским традициям рубежа XIX–XX вв., частично затраги- вает вопросы православия, деревенских суеверий, женской обрядности и сель- ских пороков [1]. Крестьянским волнениям начала XX века посвящены статьи Е. А. Ледов- ских [22] и О. Н. Квасова [17]. Частично вопрос о духовной культуре русского крестьянства рубежа XIX– XX вв. рассматривают в своих исследованиях Б. Н. Миронов [27] и В. П. Булда- ков. Последний, в частности, утверждает о том, что вернувшиеся в 1917 г. сол- даты с фронтов Первой мировой войны и устроили «красную смуту». Это было связано со столкновением модернизаторства и традиционализма в деревне в начале ХХ в., однако религиозное сознание великорусских крестьян продол- жало оставаться весомым и значимым вплоть до середины 1920-х гг. [6]. В свою очередь, Б. Н. Миронов рассматривает Россию как нормально и поступательно развивающееся европейское государство, способное осуществлять модерниза- цию и немало сделавшее на этом пути в течение своего развития в период им- перии [27]. В своей последней монографии Б. Н. Миронов дает свое объяснение исторической загадки – как и почему успешная в целом модернизация империи закончилась революцией. «Проведенное исследование, – констатирует автор, – демонстрирует, что при изучении модернизации и революции необходимо учиты- вать весь набор факторов, оказывающих влияние на поведение человека. При этом значение психологического фактора велико, в некоторых случаях больше, чем экономического, социального, экологического или политического» [28, с. 448]. Отметим и труд В. П. Бердинских, посвященный устной истории крестьян начала XX в. [5] Изучением церковно-приходских взаимоотношений и пред- ставлениям крестьян о той или иной социальной группе занимается Т. Г. Леон- тьева [23]. Большинство работ вышло на тему языческих и мифологических проявлений в сельском быту [29; 32; 26; 34; 31]. Детальный анализ Татевской школы С. А. Рачинского провела И. В. Ушакова [33]. Влиянию К. П. Победо- носцева на образование в России церковно-приходских школ посвящена статья А. Н. Долгих [10]. Отдельной темой выступает в современной историографии соотношение закона и обычая в великорусской деревне и в рамках этого – рассмотрение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=