Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 231 под стенами Могилёва [8, с. 550]. Г. Е. Катанаев утверждал, что имя Ермак при- нимали за христианские Ермил, Ермолай и Герман. Поэтому в 1581 г. действова- ли три Ермака: первый был атаманом на Дону, другой находился в составе русской армии у Могилёва и третий Ермак являлся покорителем Сибири [7, с. 13–14]. Я. Г. Солодкин выдвигает предположение, что Ермак происходил из крестьян Поморья или прилегающих уездов, так как в сольвычегодском летописце начала XVII в. упоминается, что Ермак выходец с Двины, кроме того имя атамана было знакомо в Подвинье, где с давних времён знали о Сибири [18, с. 131]. Ю. А. Зуев и А. Ш. Кадырбаев разработали гипотезу о тюркском проис- хождении Ермака. По утверждению авторов, Ермак был выходцем из Ногай- ской орды. В доказательство приводится тюркская легенда, в соответствии с которой Ермак был вхож в придворное окружение ногайского правителя. Это предоставило ему возможность вступить в любовную связь с ногайской княж- ной, но из-за гнева её брата Ермаку пришлось бежать на Волгу, где, благодаря личным качествам он стал атаманом [4, с. 53]. Исследователи уделяют особое внимание тому, что в Строгановской летописи по Афанасьевскому списку ука- зывалось, что к Ермаку прибыл посол от советника хана Кучума, который про- сил защиты у казаков от ногайцев. Таким образом, знать Сибирского ханства видела в Ермаке представителя Ногайской орды. Более того, в Есиповской ле- тописи по Погодинскому списку сообщается, что Ермак прибыл в вотчину Строгановых из долины реки Яика, где находился центр ногайских владений [4, с. 54]. Казнь Кучума исследователи объясняют местью ногайцев за убийство Ермака [4, с. 57]. Тобольский историк В. Ю. Софронов считает, что Ермак – это прозвище, означающее в тюркских наречиях «жернов», «прорыв» или «прорву». По его мнению, атаман происходил из сибирского княжеского рода, представителей которого истребил завоеватель из Бухары хан Кучум. Цель экспедиции Ермака состояла в свержении с престола и изгнании бухарского завоевателя. Свою пози- цию автор аргументирует тем, что атаман вёл себя в Сибирском ханстве не как типичный завоеватель того времени, а как хозяин. Да и коренное население не оказывало сопротивление казакам. В XVI в. многие татарские князья и мурзы переходили на службу русского царя, среди которых был и «покоритель» Сиби- ри, однако записи об этом не сохранились, но автор Черепановской летописи для составления биографии Ермака придумал «родственников» [20, с. 35–37]. Л. Р. Кызласов высказал предположение, что прославленный атаман был знатным сибирским татарином, в молодости попавшим на Яик или Волгу. Воз- можно, что он оказался в плену у ордынцев, а при побеге попал в ряды каза- чества. Словесный портрет Ермака, составленный С. У. Ремезовым, «соответст- вует сибирско-татарскому смягченно-монголоидному типу внешности, а отнюдь не славяно-русскому», как характерно для парсуны конца XVII в. [12, с. 63]. Необходимо отметить, что в Ремезовской летописи казаки, захватившие Сибир- ское ханство, названы русскими, а атаман Ермак носит христианское имя Гер- ман (16, с. 325). Точку зрения о тюркском происхождении Ермака разделяет ис- следовательница из Казахстана И. В. Ерофеева, считающая, что имя Ермак,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=