Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 230 Сибири, положившим начало освоению этого обширного региона русскими. Другие полагают, что он возглавлял шайку разбойников, которая грабила и ис- требляла коренное население. Сохранившиеся немногочисленные источники содержат разную информацию о биографии героя, его происхождении. Дискус- сионными остаются вопросы об инициативе похода Ермака, хронологии, чис- ленности отряда. Версии о происхождении Ермака Существует несколько версий о происхождении «покорителя» Сибири. По сообщениям в Есиповской (16, с. 125), Строгановской (16, с. 8) и Ремезовской (16, с. 313) летописях, казаки отправились на Урал с Волги. На основании этого многие историки считали, что казаки охраняли границы России от Дона до Волги. В.Б. Броневский полагал, что Ермак был донским казаком, выбранным старшиной от Качалинской станицы, которому было поручено защищать гра- ницы от Астрахани до Дона, но вместо этого атаман стал совершать грабежи по Волге [1, с. 60–61]. Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» упоминал, что со- гласно Строгановской летописи (ее историк считал наиболее достоверной) предводитель казаков Ермак Тимофеев был «родом неизвестного, душою зна- менитую» [6, с. 382]. В примечаниях автор указывал, что по данным «Новой сибирской летописи» дед Ермака Афанасий Григорьевич с прозвищем Аленин родился в г. Суздале, из-за бедности связался с разбойниками, потом был пой- ман в Муромских лесах, сбежал в уезд города Юрьева-Польского. После смерти деда отец атамана Тимофей переселился в вотчину Строгановых, где был про- зван Повольским. Сын Тимофея Василий работал на стругах по Каме и Волге, а впоследствии стал казачьим атаманом и прозван соратниками Ермаком. По версии «Новой Сибирской летописи», прозвище Ермак, связано с тем, что он был кашеваром в отряде казаков. Слово «ермак» означало «дорожный артельный таган», то есть большой котёл или, по волжскому наречию, «жерновой ручной камень». Н. М. Карамзин к этой информации относился скептически [6, с. 247]. Известный пермский историк и краевед А. А. Дмитриев считал автором сибирской летописи (которую Н. М. Карамзин называл «Новая сибирская лето- пись») жителя Тобольска Илью Черепанова. Она основывалась на летописи С. У. Ремезова и была позднейшей из сибирских летописей, что, по мнению А. А. Дмитриева, снижает ее научное значение» [2, с. 33–34]. Е. Кузнецов уста- новил, что в разных по времени источниках авторы давали семь разных имён прославленному атаману: Ермак, Еремей, Ермил, Тимофей, Василий, Герман, Ермолай [11, с. 5]. Издатель и историк М. Я. Коялович поместил в печатном издании письмо коменданта Могилёва П. Стравинского о попытке захвата русскими войсками крепости 27 июня 1581 г., которую ему было поручено защищать. В документе названы командиры русского войска, среди которых упоминается «атаман ка- зацкий Ермак Тимофеевич» (3, с. 253). На основании этого Н. И. Костомаров предполагал, что Ермак Тимофеевич не был вольным волжским казаком, а со- стоял на службе у царя и в конце июня 1581 г. находился с русскими войсками

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=