Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 220 событиям первой русской революции 1905–1907 гг. и стало основой либераль- ной оппозиции в конце XIX века [4, с. 16]. В некоторых дворянских губернских собраниях открыто формировались фракции дворян-оппозиционеров прави- тельству (Российский государственный исторический архив. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 99. Л. 5). Хотя Николай II у большинства дворян вызывал верноподданниче- ские чувства, в мемуарах о нем отзывались как о слабом царе [4, с. 16–17]. Консервативная часть дворянства, сохранившая сословное самосознание, отрицательно относились к реформаторской политике правительства, направ- ленной на индустриализацию России и формирование в ней полноценного гражданского общества. Одним объектом недовольства был министр финансов С. Ю. Витте, поскольку считалось, что он относится к дворянскому сословию как к «паразитам, пользующимся неоправданными привилегиями». Другим – инициатор распада крестьянской общины, глава правительства в 1906–1911 гг. П. А. Столыпин. Не были приняты разработанные им законопроекты по реор- ганизации местного самоуправления и суда, которыми планировалось допус- тить крестьян-собственников к земской работе [4, с. 16–17]. В 1898 г. С. Ю. Витте предлагал создать особую комиссию с исключитель- ными полномочиями и завершить крестьянские дело, которое он считал причи- ной кризиса, напоминал о победе на Западе самоуправления над единовласти- ем. Министр финансов видел возможность предотвратить революцию посредст- вом проведения реформы управления. Н. В. Плеве писал: «Сами способы уп- равления обветшали и нуждаются в значительном улучшении». Тем не менее, решение вопроса было отложено императором [2, с. 168]. Следствием кризиса государственности стала Первая русская революция 1905–1907 гг. После 9 января 1905 года необходимость государственных пре- образований неоднократно доказывалась Николаю II. Дважды выступал с соот- ветствующими предложениями министр земледелия и государственных иму- ществ А. С. Ермолов, который не мог быть заподозрен в стремлении взять на себя некоторые царские прерогативы, в чем неизменно обвиняли С. Ю. Витте. Как следствие, 18 февраля 1905 года император поручил министру внут- ренних дел подготовить закон о создании представительного учреждения [3, с. 7]. Нормативные акты, принятые в 1905–1907 гг., были единственной реали- зованной в последние десятилетия империи реформой. Однако после спада ре- волюционного движения правительство стремилось ограничить права создан- ного представительного учреждения – Государственной Думы. Это было зако- номерным процессом, поскольку император ограничил свою власть, но рево- люционное движение продолжало нарастать. Вероятно, лидеры противоправи- тельственного движения рассчитывали на дальнейшее ослабление правящего строя. Можно предположить, что реформу государственной власти необходимо было начинать не с высшего уровня, но с изменений системы местного управ- ления, которых ждали власть и общество. К началу Первой мировой войны правительство не провело необходимые государству реформы и не имело четкой политической программы (буржуазно- либеральной или консервативной). Среди высших руководителей отсутствова-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=