Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 208 ветствующий этому фонду раздел федерального бюджета РФ называется «Национальная оборона» [4]. Количество средств, ассигнованных на поддержку обороноспособности государства является прямо пропорциональным отраже- нием уровня угроз, которым подвержена безопасность страны. В нашей стране со времен Петра I величина военного бюджета традицион- но являлась очень значительной. Правительство, военные и общественные дея- тели в XVIII–XIX вв. ломали голову, как уменьшить это бремя без потери без- опасности страны. Напряженно размышляют об этой проблеме и современные эксперты [3, с. 288–304]. В зависимости от различных условий страна может идти на увеличение или уменьшения уровня расходов (нахождение страны в состоянии мира или войны, следование политике разоружения или наоборот гонка вооружений). Одни страны выделяют на оборону 1–2 % своего ВВП и остаются в тени своих более «мощных соседей», другие же наоборот тратят огромные средства на поддержание ВПК и армии, что вызывает обеспокоенность других государств и последующую гонку вооружений. Выделение средств на формирование воен- ного бюджета отвлекает на себя слишком много финансовых (и не только) ре- сурсов, которые могли бы быть потрачены для увеличения национального бо- гатства и развития страны. Между тем совсем без расходов на армию обойтись нельзя, «народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чу- жую», авторство данной фразы приписывают еще Наполеону Бонапарту. Когда мы обращаемся к вопросу о величине военного бюджета, его оценке и влиянии на развитие общества и армии необходимо учитывать следующие особенности. 1) Официальное правительство не публикует полностью цифру военных расходов, т. к. одна их часть проходит через закрытые статьи бюджета (которые для простого обывателя не афишируются), а другая проводится через граждан- ские ведомства (например, через космическую программу); 2) При сравнении своих и чужих расходов, военные склонны к увеличению расходов конкурирующего государства т.к. военные в любой стране хотят, что- бы на их нужды выделялось как можно больше средств; 3) Не существует единой для всего мира оценки оборонных расходов; 4) Покупательная способность национальной валюты и обменный курс, не всегда соответствуют действительности. При попытке научного изучения военных расходов Советского Союза ис- следователь сталкивается с вышеперечисленными трудностями, а также с про- блемой источниковой базы. Все, что было связано с армией обладало секрет- ностью: статистика, количественные и качественные показатели вооруженных сил, социологические исследования и т. д. Статистические данные об армии в СССР сейчас легче найти, например, в англоязычном бюллетене «The Military Balance», выходящем ежегодно с 1959 г., нежели в отечественных изданиях. Статистический ежегодник «Народное хозяйство СССР», в котором были представлены итоги социально-экономического развития страны, не в полной мере освещает цифру расходов на оборону. К данному выводу нас подталки-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=