Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 187 Также на основе анализа архивных дел мы можем сделать вывод, что не- редки были истории, когда муж, вернувшийся после многолетней службы в ар- мии, подавал в суд на неверную жену. Женщину возвращали мужу, детей, рож- денных в браке с другим мужчиной, признавали незаконнорождёнными. Поми- мо всяких неприятностей, характерных для этой ситуации, женщину ждало наказание – 7-летняя епитимья (добровольное исполнение исповедавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия (продолжительная мо- литва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. п.). Епитимия является «врачевством духовным», но только в том случае, если она наложена духовни- ком при исповеди. Епитимия, назначенная гражданским судом, имела значение наказания. Способы ее исполнения и наблюдение за исполнением определяют- ся епархиальным начальством, которому суд сообщает о роде и качестве пре- ступлений осужденного) [4, с. 248]. Расследование законности браков солдаток занимало лидирующее положение среди подобных дел духовных консисторий. Однако в нашем случае муж не подавал в суд на свою жену с целью при- знания ее брака незаконным. Когда Карп Васильев узнал о том, что его жена замужем за другим, он пришел к крестьянину Карпу Фролову с целью догово- риться полюбовно и получить компенсацию. Здесь также напрашивается вы- вод: после службы солдаты возвращались в преклонном возрасте, иногда ране- ными и обессиленными, им было тяжело возобновить свою прежнюю семей- ную жизнь. У солдат и солдатского сословия в условиях рекрутчины формиро- валась особая семейно-брачная культура, которая выражалась в меньшей святости уз брака, нежели было характерно для традиционного общества. Наш отставной солдат не стал подавать в суд и возвращать жену себе. Что определило его решение? Скорее всего, совокупность факторов: отсутствие эмоциональной связи с женой, которую не видел 40 лет; его собственные вне- брачные связи за долгое время службы; материальные соображения (пенсия не- велика, а крестьянского хозяйства, в котором необходимы женские руки, он не вел); понимание того, что в новой семье его бывшей жене живется неплохо; да и возможность подзаработать на этой ситуации. Вообще вся ситуация является свидетельством существования в реальной жизни простонародья некоего явления, которое можно назвать «эрзац-развод». «Продажа» жены как скрытая форма развода для социальных низов достаточно широко была распространена в Англии XVIII–XIX вв. [См. Об этом: Stone L. Road to divorce: England 1530–1987. Oxford University Press, 1990. p. 141–156]. Оформить развод официально в соответствии с церковным правом было неве- роятно хлопотно даже для дворянской элиты. Наш случай как раз и демонстри- рует, что при согласии обеих сторон в среде простонародья решение находи- лось достаточно просто и эффективно. Солдаты и их жены, вероятно, опережа- ли другие сословные группы простонародья в размывании брачной культуры традиционного общества. Также показательно отношение всех свидетелей повторного брака солдат- ки Яковлевой ко всей ситуации. Ни у священника, ни у пономаря, ни у свидете- лей не возникло вопросов о законности нового брака солдатки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=