Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 186 вынуждены были приспосабливаться к тем условиям, в которых оказывались: пополняли ряды проституток, сходились с другими мужчинами без венчания, а если венчались, то потом вынуждены были терпеть насмешки, разбирательст- ва и признание нового брака незаконным. Судьба солдатки часто воспринималась даже хуже, чем вдовы, т. к. ее ожи- дало одинокое будущее, также ей необходимо было приспосабливаться к но- вым условиям жизни, искать способы противостоять правовому, администра- тивному и общественному давлению, которому подвергалась женщина, став частью военного сословия. Моральное состояние солдаток тоже было незавид- ным, чаще всего они не знали, жив ли их муж, и кто они: солдатки или солдат- ские вдовы. Только в 60-е годы ХVIII века полковников обязали отправлять солдаткам письма о смерти их мужей-солдат, но это не всегда выполнялось. Иногда солдатка навечно оставалась вдовой без права снова устроить свою личную жизнь. Но были случаи, когда женщины после долгой разлуки с мужья- ми и жизни в неведении, выходили замуж за других мужчин – такой случай и описан в нашем архивном деле. Также на основе дела можно сделать вывод о том, что священники, реги- стрировавшие повторные браки солдаток, пренебрежительно относились к пра- вилам заключения повторных браков, священниками нарушался закон о едино- брачии и процедура разрешения заключения брака желающим создать семью. Дело здесь не в том, что духовенству было наплевать на церковное право. Просто жизнь вносила свои коррективы: супруги, разлученные на годы и деся- тилетия, стремились законно (незаконно или полузаконно) упорядочить свои новые отношения. Сельские священники шли навстречу своей пастве и закры- вали глаза на кое-какие «мелочи», ведь в противном случае желающие заклю- чить брак при том уровне коммуникации могли бы годами вести переписку, пытаясь получить подтверждение смерти супруга. К середине XIX в. проблема двойных браков солдат и солдаток осознавалась, и правительство пыталось усилить контроль над этим. Для предупреждения двойных браков в середине XIX века предписывалось: «На выдаваемых лицам обоего пола видах на жи- тельство, в случае вступления сих лиц в брак, делаются надлежащие о том ру- кою Священника отметки с означением, с кем именно, когда и какой церкви со- вершено венчание. Сообразно с сими отметками, военные и гражданские начальства, при перемене или возобновлении упомянутых видов на жительство, означают в них и брачное состояние тех лиц, коим они выдаются» [5, т. X, стр. 22]. Для предотвращения двоебрачия всем, кто выезжал со своего места жительства, делалась отметка в паспортах, а солдатам – в отпускном билете. До 1765 г. для вступления в брак требовалось получить специальный доку- мент – венечную память или знаменную грамоту. Венечной памятью называли указ архиерея (или, по его разрешению, соборного протопопа или поповского старосты) о разрешении вступить в брак. Он выдавался на руки желающим вступить в брак на имя священника и передавался ему. Без венечной памяти священник не имел права венчать брак. Тем не менее, при живом муже-солдате был заключен новый брак Анны Яковлевой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=