Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 180 Можно выделить несколько этапов в развитии отношений США и Японии, что связано со сменой правительств в обеих странах. Несмотря на сложившиеся за несколько десятилетий достаточно стабильные двусторонние отношения, названный фактор играл одну из решающих ролей. Рассматривая политику президентов США и премьер-министров Японии в течение первых десятилетий XXI века, мы можем проследить динамику в раз- витии этих отношений. К началу столетия дипломатическая работа по укрепле- нию союза государств велась Джорджем У. Бушем и Дзюнъитиро Коидзуми. Последний являлся сторонником сильной Японии и главной своей задачей ста- вил дальнейшее укрепление союза с США. Отношения двух государств на тот момент развивались динамично, и итогом их союзнических обязательств стали два документа: «Общие стратегические цели», зафиксировавшие области сов- местных интересов в мире и Азиатско-Тихоокеанском регионе и обновленный «Японо-американский альянс нового века», нацеленный на укрепление отно- шений в области безопасности. Эти соглашения подтвердили готовность Япо- нии сотрудничать с США в решении глобальных проблем [1, с. 85]. Япония шла по пути отхода от прежних обязательств, пытаясь избежать 9 статью Конституции, в которой провозглашается отказ государства от войны как способа разрешения международных споров, от создания собственных войск любого порядка. Осуществлялись попытки внести коррективы в свои обязательства для оказания помощи своему главному союзнику во время воен- ных операций. Однако полный отказ от этой юридической нормы и пересмотр законодательства был невозможен по причине сопротивления местного населе- ния. Между обоими государствами существовали определенные противоречия. Первым независимым шагов японского правительства можно считать прекра- щение миссии в Индийском океане, что шло в разрез с американскими интере- сами. Но даже здесь Вашингтон был вынужден принять позицию Токио в дан- ном вопросе. Одной из основных проблем второй половины первого десятиле- тия XXI века являлось отношение населения Японии к передислокации амери- канских баз в места, в которых могли возникнуть экологические проблемы. Ба- рак Обама, который являлся президентом США в 2009–2017 гг., поставил парт- неру в этом вопросе определенные условия, на которые премьер-министр Япо- нии Юкио Хатояма не мог дать положительного ответа по причине недопони- мания, сложности согласования в правительстве. К тому же Демократическая партия Японии, находившаяся тогда у власти, вообще стремилась к проведению более независимой от США внешней политики [3, с. 51]. Только отставка каби- нета Хатоямы в июне 2010 г. и приход нового премьер-министра Наото Кана, который имел достаточное количество положительно относящихся к его дей- ствиям избирателей, смогли спасти ситуацию и направили американо-японские отношения в прежнее русло. В ответ на благорасположенность японского прави- тельства к действиям, выгодным США, появилась поддержка в японо-китайском конфликте 2010 г., когда взаимоотношения между Японией и КНР обострились в 2010 году из-за территориальных споров, а также из-за наращивания в Китаем военной мощи и расширения им зон противовоздушной обороны.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=