Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 176 та наблюдались в передовых отраслях промышленности – химической и элек- тротехнической. К концу 1920-х гг. Германия по росту промышленного произ- водства вышла на первое место в Европе и второе место в мире после США. Германский финансовый капитал принял участие в 200 интернациональ- ных монополистических объединениях. По инициативе германских магнатов в 1926 г. был создан Европейский стальной картель, который объединил под своей эгидой 2/3 европейского производства стали [3, с. 500]. Опираясь на поддержку Соединенных Штатов, германские правящие кру- ги усиленно добивались пересмотра репарационного «Плана Дауэса», который становился для Германии все более обременительным. Страны-победитель- ницы также были обеспокоены последствиями дальнейшего проведения в жизнь этого плана. Они не могли не учитывать, что непопулярность его в Германии и в связи с этим рост недовольства трудящихся масс Германии, на плечах кото- рых лежала вся тяжесть репарационных платежей, делали его реализацию в значительной степени затруднительной. Для США, являвшихся главным кре- дитором Германии и вложивших в ее экономику огромные капиталы, непосред- ственный интерес представляло своевременное получение процентов на вло- женные в Германию средства и, следовательно, укрепление ее экономиче- ского положения. Поэтому в Вашингтоне соглашались на пересмотр репарационной пробле- мы. 22 декабря 1928 г. правительства Англии, Франции, Японии, Италии, Бель- гии и Германии пришли к соглашению об учреждении комитета экспертов по репарационному вопросу, причем было решено привлечь к участию в работе комитета также американских представителей. Комитет начал свою работу 9 февраля 1929 г. в Париже. Председателем был избран американский эксперт Оуэн Юнг, один из авторов «Плана Дауэса». В отличие от «Плана Дауэса», «План Юнга» установил общий размер ре- параций, подлежащих уплате Германией, в 113,9 млрд марок. Размер ежегод- ных платежей подвергся значительному снижению: он был определен на бли- жайшие 37 лет в сумме около 2 млрд марок ежегодно. По истечении этого сро- ка размер платежей мог быть пересмотрен или сохранен в прежнем объеме. Приход к власти в Германии национал-социалистической немецкой рабо- чей партии ознаменовал собой появление главного дестабилизирующего фак- тора Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Уже в первой половине 1930-х гг. руководством Германии была четко сформулирована стратегия экономического и политического проникновения в Латинскую Америку, и с 1933 года США были вынуждены считаться с острой конкуренцией со стороны Германии в этом регионе [1, с. 18–19]. В 1925 г. произошла ратификация договора между США и Германией о дружбе, торговле и консульских правах. Данный договор предусматривал ре- жим наибольшего благоприятствования в торговле между странами, который выражался в обязательстве не облагать товары пошлинами выше, чем предна- значалось для товаров третьих стран. Однако, мировой экономический кризис 1929–1933 гг. подорвал эту основу американо-германских экономических отно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=