Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 170 стремившихся в сжатые сроки выработать собственную систему нарративов, способных закрепить новые ценности социальной и частной жизни в условиях изменчивой внутренней экономической ситуации. Одним из наиболее ярких примеров такого сообщества является Веймарская республика, которую про- фессор Г. А. Винклер справедливо называл «грандиозной лабораторией класси- ческого модерна, эпохой культурного пробуждения, освобождения от пустых условностей, великим триумфом художественного и культурного авангарда, обращенного к миру» [5, с. 177]. Республика утвердилась в Германии в 1919г. на фоне непрерывной череды политических и экономических потрясений, вызвавших падение прежних соци- альных символов и ценностей, основанных на королевском авторитете, теокра- тии и мистицизме. Но крах, как известно, лишь помог «осуществить вскрытие», т. е. произвести кардинальную переоценку прошлых ориентиров. И в 1919 г., стряхнув последние остатки политических проекций, новые мужчины и новые женщины приступили к созданию и воплощению декораций новой демократи- ческой реальности, прибегая, в частности, к посредству выразительных эстети- ческих форм модернистского архитектурного производства. Их крупнейшим разработчиком стал основанный в 1919 г. Вальтером Гроппиусом художествен- ный колледж – Баухаус. В ответ на острую нехватку жилья и перманентный экономический кри- зис, во многом вызванный необходимостью выплаты репараций по Версаль- скому мирному договору, школа Гроппиуса разработала новую систему эстети- ческих принципов, в основе которых лежали рациональность и функционализм. «Меньше – значит больше!», – скажет впоследствии один из директоров «дома для строительства» [6, с. 3]. И, действительно, во всех архитектурных и дизай- нерских проектах Баухауса 20-х – начала 30-х годов этот лозунг воплощался в утверждении вторичности формы, в ее подчинении функцией. Об этом свиде- тельствуют и работы первых студентов Гроппиуса: Марианны Брандт, в 1924 г. получившей признание за создание простого и изящного серебряного чайного набора; Вильгельма Вагенфельда и Карла Юкера, в этом же 1924 г разработав- шими свою замечательную настольную лампу, ясная концептуальная модель которой стала классикой промышленного дизайна XXв.; Йозефа Альберса, в 1925 г. подготовившего «Набор из четырех столиков», отличающийся удиви- тельно удобной пространственной и функциональной компоновкой, и Марселя Брейера, впервые использовавшего стальные хромированные трубки при созда- нии знаменитого на весь мир офисного стула «Василий». Сам облик школы, в период стабилизации перенесенной в Дессау, стано- вится эталонным воплощением разработанных в межвоенный период концеп- туалистских идей. В 1925 г. Гроппиус лично проектирует грандиозный ком- плекс жилых, досуговых и учебных зданий, где каждая деталь – от мебели до указателей – была частью единой аналитической концепции. Эти постройки от- личали гармоническое единство чистых форм, достигнутое путем тщательного пропорционирования, и пластическая завершенность, порожденная новейшими возможностями железобетонной конструкции. Несмотря на строгий геометризм

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=