Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 161 ошибок, то его следует сменить на новое. Тито и его сторонники отклонили критику в свой адрес. Те югославские коммунисты, которые поддержали ре- золюцию Коминформа, подверглись репрессиям [4, с. 214–215]. 28 сентября 1949 года двусторонние отношения между СССР и Югославией были разорва- ны. После того, как Югославия была избрана непостоянным членом Совета безопасности ООН, 25 октября 1949 года из Москвы был выслан югославский посол. Другие страны Восточной Европы также разорвали дипломатические отношения с Югославией. После разрыва внешнеполитических связей с СССР и со странами народ- ной демократии курс Югославии был пересмотрен. До конфликта югославское правительство опиралось на мощную поддержку СССР, что помогло ей в пе- риод с 1946 по 1947 гг. получить с ряда соседних стран денежные репарации: 125 млн долларов c Италии, 25 млн долларов с Болгарии; а также получение не- которых территорий [6, с. 259]. Новая стратегия югославского правительства привела его к поиску новых экономических партнеров в лице США и других стран Запада. Данное сотруд- ничество привело к тому, что в октябре 1949 года Югославия была признана как непостоянным членом ООН на период 1950–1951 гг., что давало ей мировое признание, а также выход из политической изоляции [3, с. 588]. Новые эконо- мические партнеры в лице США стали выделять кредиты для развития эконо- мики в надежде на то, что Югославия станет новым союзником в рамках бипо- лярного мира [7, с. 617]. Ввиду данного сотрудничества в СССР стали полагать, что Югославия переметнулась на сторону капиталистического лагеря. Данная перспектива не устраивала Москву, поэтому советскими спецслужбами стали рассматриваться несколько вариантов возвращения Югославии в блок социалистических стран. Первым вариантом была физическая ликвидация Тито, при помощи шпиона, который был приближен к лидеру Югославии [6]. Вторым вариантом было во- енное вторжение в Югославию при помощи румынских, болгарских и совет- ских частей с последующим свержением Тито [5, с. 126). Но если взглянуть внимательно на действия Тито, то перед нами открывается совершенно проти- воположная картина. К тому моменту Тито прекрасно осознавал свою позицию на мировой арене. Ситуация показала, что Югославии было не выгодно всту- пать в какой-либо военно-политический блок, т. к. это могло разрушить все то, что было уже создано. Поэтому Тито не вступил в блок НАТО, хотя и была мощная экономическая поддержка со стороны США, и даже рассматривался вариант создания военного плацдарма на территории Югославии. После смерти И. В. Сталина, в 1953–1955 гг. дипломатические отношения СССР и стран ЦВЕ с Югославией начинают постепенно восстанавливаться. Та- кой поворот событий стал возможен благодаря новому лидеру СССР Н. С. Хру- щеву. Хрущев взял курс на политику нормализации отношений с Югославией и мирного сосуществования со странами Запада. Правительства обоих госу- дарств стали обсуждать возможность встречи. На протяжении всего 1954 года контакты между двумя государствами проходили в строжайшей секретности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=