Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 156 Чаще всего на плакатах звучали призывы к труду, объединению. Лозунги, характерные для празднования Международного женского дня: «Работницы! На второе десятилетие октября смелее выдвигайте пролетарок на руководящую работу в советы» [7, с. 10], «Пролетарки всех стран! Под ленинским знаменем Коминтерна вперед к мировому октябрю, несущему полное раскрепощение женщин» [7, с. 10]. Важная роль советской пропагандой отводилась музыкальному сопровож- дению праздников. Например, в букваре П. О. Афанасьева можно прочитать: «Вот по улице ребята с громкой песенкой идут, в ногу дружно так идут, знамя красное несут» [1, с. 31]. Автор уточняет, что «ребята-октябрята по улице идут и красные знамена все весело несут» [1, с. 31]. В букваре А. В. Байдиной говорит- ся: «Скоро будет 7 ноября. Наша школа готовит праздник. Мы делаем флаги. Мы рисуем серп и молот. Мы учим стихи. Мы поем песни» [2, с. 14]. В букваре «Красная зорька» был опубликован международный пролетарский гимн – Интер- национал [3, с. 51]. В этом также можно проследить некоторую связь с крестным ходом, только вместо привычного пения псалмов звучали революционные песни. Судить о песне как о неотъемлемом компоненте праздничной культуры, можно при изучении букваря Н. Венгрова, в котором напечатана «песенка к Октябрю» [4, с. 43]. А. Герасимчук в книге по чтению пишет: «И так, сдается, чудится, ликует вся страна. Идет, течет по улице народная волна» [5, с. 61]. Если обратиться к фотографиям 1930-х и 1940-х годов можно выделить еще один атрибут праздничных шествий и демонстраций: портреты политиче- ских деятелей. Это шествие в какой-то степени напоминало православный крестный ход, только вместо хоругвей несли портреты руководителей страны. Атрибуты трудовых праздников были тесно связаны с профессиями. Например, в 1936 г. впервые праздновался День железнодорожника. На пред- приятиях Московского узла можно было увидеть красочные плакаты на желез- нодорожную тему. Паровоз был изображен на фантиках конфет «Наша индуст- рия», которыми угощались участники торжества» [12, с. 5]. Приведенные материалы показывают, что советские праздничные атрибуты формировались под воздействием революционной политики власти внедрялись в сознание масс посредством массовой агитации. Библиографический список 1. Афанасьев, П. О. Читай, пиши, считай: Букварь с материалом для чте- ния, письма и счета / П. О. Афанасьев – Изд. 2-е. – М.; Л.: Госиздат,1925. – (Учеб. пособие для школ I и II ступени). 2. Байдина, А. В. Всем неграмотным ребятам: Букварь для городских школ и ФЗС / А. В. Байдина. – М.: Работник просвещения, 1930. 3. Блонский, П. П. Красная зорька: Книга для чтения в сельской школе / П. П. Блонский. – Изд. 7-е, перераб. – М.; Л.: Госиздат,1925. – Ч. 2. – (Учеб. по- собия для школ I и II ступени).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=