Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 155 гической борьбы с прошлым во имя рождения нового общества как обосно- вания нахождения коммунистов у власти и стабильности их административно- командного режима» [10, с. 80]. Советский праздник с его культурой выступил как ознаменование нового режима и служил опорой власти, так как человек, принявший участие в советском празднике, невольно выказывал поддержку власти. «В проведении массовых советских празднеств большевики усматри- вали прежде всего политическую кампанию, орудие пропаганды нового коллек- тивного строя и мышления» [10, с. 82]. Эта особенность напрямую влияла на выбор атрибутов праздника. Новая власть уже в 1918 г. создала каноны праздничной атрибутики, которые служили во благо революционной идеи. На это указывает М. Рольф, говоря, что большевистскими новациям стали «серп и молот как новые госу- дарственные символы, красная звезда как эмблема Красной армии, новый гимн «Интернационал» и красное знамя как государственный флаг» [8, с. 53]. Пер- выми революционными символами, ставшими затем традиционными, были Красное знамя, революционные лозунги, маевки, стачки, первомайские забас- товки и манифестации [13, с. 19]. Красное знамя являлось символом «интерна- ционального братства народов и революционно-освободительной борьбы» [13, с. 19]. Наиболее показательным в плане утверждения новой праздничной ат- рибутики было проведение 1 Мая 1918 г. В частности, появилась одна из первых советских эмблем – «Серп и молот», вскоре ставшая основой Госу- дарственного герба СССР. Новая праздничная культура активно пропагандировалась, в том числе через различные многотиражные плакаты и учебную литературу. Большинство революционных праздничных плакатов были раскрашены красным цветом с присутствием основных атрибутов: красное знамя, красные гвоздики, красные платки у женщин. Например, плакат И. Симакова «Да здравствует пролетар- ский праздник 1-ое мая» изображает пару – мужчину в красной рубахе с молотом в руке и женщину в красном платье с серпом [9, с. 31]. В букваре П. О. Афанасьева можно увидеть, что учащимся предлагалось провести празд- ник в школе. «Настал наш праздник. Мы украсили школу флагами. С флагами мы пошли по городу» [1, с. 24]. Флаг как атрибут праздничной культуры был очень популярен и востребован. В книге П. Блонского «Красная зорька», предназначенной для чтения в сельской школе, имеется иллюстрация с изобра- жением демонстрантов с плакатами, посвященным 1 мая [3, с. 51]. Нарисована колонна людей, которая движется торжественно и гордо со знаменами в руках, прославляя «Великое Первое Мая». «Шествие помогало ощутить динамику движения самой революции» [9, с. 6], а также приблизить светлое будущее. Революционной символикой большевики наделили красный цвет. Л. В. Ле- бедева поясняет, что «он пропагандировался как символ революции, пролитую кровь в борьбе за новую жизнь. Праздничными атрибутами были красные знамена, скатерти, расстилавшиеся на столе президиума» [7, с. 9]. Подтвержде- ние этому можно найти на плакате «Через обломки капитализма к всемирному братству трудящихся! 1-е мая 1920 года»: красный фон, красный цвет одежды, в руках серп, молот и коса, праздничный настрой [6, с. 1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=