Тульская историческая весна - 2020
Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 15 мари (Быт. 38), о брачной связи Салмона и Раавы (Руфь 4:21; Мф. 1:4; Лк. 3:32) позволяют высказать предположение, что ритуальный сексуальный контакт главы рода или семьи с zānâh мог завершаться зачатием благословленного бу- дущего наследника «первенца», при том, что остальные дети оставались на вто- рых ролях. Таким образом, «hieros gamos» мог осуществляться на уровне более мелких социальных групп, и результатом его было то же освящение и обновле- ние жизни, правителя и легитимизация власти [2, c. 11]. Интересно, что дети, происходящие от таких связей, неоднократно включаются в родословную Да- вида, это сын Фамари Фарес и сын Раавы – Вооз [2, c. 9]. В отношении послед- него есть фраза: «…будет дом твой, как дом Фареса, которого родила Фамарь Иуде, от того семени, которое даст тебе Господь от…» (Руфь 4:12) Руфи, пра- бабушки Давида. В эпоху судей, при Давиде и Соломоне (X в. до н. э.), культ Ашеры, види- мо, носил общегосударственный характер, ранние пророки терпеливо относи- лись к нему, особенно в отделенном Израиле. Однако он периодически пресле- довался Яхве и его избранниками: судьей Гедеоном (XI в. до н. э.), иудейским царем Асой (908–867 гг. до н. э.), иудейским царем Езекией (729–687 гг. до н. э.) и, наконец, иудейским царем Иосией (640–608 гг. до н. э.), который провел т. н. девтерономическую реформу. При ремонте иерусалимского храма в 622 г. до н. э. первосвященник Хелкия нашел книгу Второзакония (лат. Deuterono- mium) , в соответствии с которой Иосия провел реорганизацию культа Яхве и установил с Господом новый завет. При возвращении из вавилонского плена этот установленный порядок чистоты монотеистического культа Яхве стал по- всеместным и получил дальнейшее развитие. В согласии с распространенной среди большинства ученых документальной гипотезой о происхождении книг Ветхого Завета, т.н. документы Яхвист-Элохист (YE), подверглись до опреде- ленной степени редактированию со стороны некоего девтерономического исто- рика – составителя Второзакония. Позднее были возможны и другие исправле- ния, например, со стороны священнического редактора (Р) [5, c. 52–71]. Эта идеологическая правка была призвана представить имеющиеся тексты в ка- честве манифеста монотеизма Яхве. Позже в III в. до н. э. сходным образом по- ступили авторы-переводчики Септуагинты, которые не совсем корректно, с ис- торической точки зрения, передали терминологию языка и мировоззрение древних евреев. Девтерономическая реформа может быть названа «антиашер- ской», поскольку в ходе нее почитание этой богини было полностью уничтоже- но, а одной из причин явилось излишнее сближение культа «Яхве и его Аше- ры» с поклонением Баалу и Астарте [8, p. 113]. Составлявшие конкуренцию священникам-левитам zānâh и qādēš/q e dēšâ были приравнены к грешным «блу- додеям», вскоре различия в этих терминах потеряли смысл и были забыты. Яхвистам в борьбе с Ашерой был нужен лишь ее «кодеш», и эта характеристика монотеистического Бога включила в себя и «святость» богини, и язык ее описа- ния. «Кодеш» в его обновленных значениях встречается в ветхозаветных текстах более 800 раз, а представления о «святости» обретают в нем чистый смысл складывающегося иудаизма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=