Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 142 проблемы алтайцев как пролог к возникновению бурханизма. Л. П. Потапов среди причин называет «земельную тесноту» [6, с. 178], вызванную русской земельной колонизацией и как следствие, начавшемся разорении алтайцев [6, с. 178]. Л. П. Мамет, А. Г. Данилин выделяли бедственное экономическое положе- ние народов Алтая, к которым привели колонизационная политика российского правительства и деятельность Алтайской духовной мисси. Все это обернулось разорением алтайцев, потерей лучших земель, нарушением привычного хозяй- ственного строя [5, с. 33]. Ко всему прочему добавлялись денежные и нату- ральные повинности [5, с. 33]. В исследованиях делается упор на колониальный статус Алтая. Таким образом, население было и под гнетом метрополии, и под гнетом своих же баев (зажиточных землевладельцев) [2, с. 36]. Исследования более позднего времени, также обращают внимание на эко- номическую обстановку на Алтае в конце XIX – начале XX вв. Говоря о нас- туплении царизма на инородческое землепользование как о начале столкнове- ния экономических интересов государства и крестьянства [3, c. 6]. Финансовые трудности, обрушившиеся на инородческое население, сказы- вались и на отправлении культа шаманизма. Эту связь отметил еще А. Семенов. Дело в том, что основным ритуальным действием шаманства является жертво- приношение, проводимое для того, чтобы умилостивить злых духов. Так как в жертву приносился скот, да еще и необходимо было отблагодарить шамана (кама) «т. к. он мог обидеться и «напустить» всех злых духов на скупого алтай- ца» [7, с. 179]. Ввиду того, что у инородцев активно изымали пастбища, да и в целом, политика была направлена на перевод населения к оседлости [8, c. 40] культы шаманизма действительно были разорительны для алтайцев в нынешнем положении. Н. А. Тадина отмечает, что появление новой религии, провозглаша- ющий прекращение забоя скота для жертвоприношений, как раз было вызвано отсутствием возможностей для реализации шаманских ритуалов [8, c. 40]. Поэтому, взгляд на бурханизм, как попытку реформировать и удешевить шаманский культ также является популярной в историографии. Формированию новых религиозно-идеологических взглядов алтайцев спо- собствовала и религиозно-политическая составляющая обстановки на Алтае. Начиная с 1920-х гг. исследователи оценивали движение как религиозное, вы- званное потребностью перехода алтайского народа к новой вере, возникшей на почве недовольства шаманством (Д. А. Клеменц, А. В. Анохин, Н. Бакай). По данным Д. А. Клеменца, например, среди алтайского населения, снизилось доверие к шаманам, в виду того, что служители культа часто не моги помочь в настигших бедствиях (эпидемии, эпизоотии и т. п.), «сознавались откровенно в своей беспомощности» [4, c. 167]. Первые исследователи бурханистского движения определяли его как чисто религиозное, возникшее на почве недовольства шаманством. По данным Д. А. Клеменца, например, среди алтайского населения, снизилось доверие к шаманам, в виду того, что служители культа часто не моги помочь в настиг- ших бедствиях (эпидемии, эпизоотии и т. п.), «сознавались откровенно в своей беспомощности» [4, c. 167].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=