Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 14 наруживаются в Книге Судей (21:19–21), у пророка Иоиля (2:15–17, 23), у про- рока Осии (6:3), в Песни Песней [14, p. 222]. Предпринимались даже попытки восстановить ход обряда на основе ряда Псалмов (78, 38–45) [15]. Существова- ние этого ритуала у евреев демонстрирует важность идеи святости и освяще- ния, подчеркивает их экзистенциальность. В ветхозаветных текстах в связи с Ашерой употребляются такие производ- ные qdš, как qādēš (STR 6945) и женская форма этого термина q e dēšâ (STR 948) [11, p. 542]. Синодальный текст называет их «блудниками» и «блудницами». Однако буквально можно сказать, например, «святой» и «святая». Долгое время переводчики (начиная с LXX, где этот термин и некоторые другие обозначают- ся словом πόρνη ( porné) (STR G4204 в греческом словаре Стронга [18])) и уче- ные считали, что речь идет об иеродулии, т. е. феномене священной прости- туции, однако детальное рассмотрение всех случаев упоминания этих терминов в библейских еврейских текстах с учетом древних значений сходных аккадских слов [19, p. 46, 50, 146] вводит целый ряд корректировок в эту интерпретацию [3; 4]. Вне Септуагинты об этих «святых» мы знаем, что они могли следить за изготовлением в храмах одежды для идолов [16, p. 299], помогать в родах или бездетным женщинам, желающим забеременеть, а также об участии в ритуалах культа плодородия; вероятно, это были некие жрецы и жрицы. Привязанность «кедешей» мысли блуда присутствует лишь в том, что они осуществляли какие- то, возможно, эротические танцы, и пение [8, p. 152–153 ]. Но «кедеши» всегда упоминаются в идолопоклонническом контексте и должны быть первейшими врагами для поклоняющихся Яхве. Синодальный Ветхий Завет и LXX называют «блудницами» и такую кате- горию женщин как zānâh (традиционное значение «проститутка») (STR 2181) [10, p. 99–104]. Однако употребление этого термина в еврейских текстах Писа- ния в подавляющем большинстве случаев корреспондирует к его интерпрета- ции в качестве «идолопоклоннического блуда», т. е. речь о нарушении первой (и второй) заповеди декалога. Предполагается, что блудница zānâh была связана с религиозным языческим служением Ашере, осуществляя практику религиоз- ных обетов, предполагающих соитие за приносимую в храм плату (’eth e nan), и эта деятельность долгое время не порицалась [20]. Важный момент связывает zānâh с q e dēšâ через феномен g e bîrâh (STR 1377) [12, p. 308]. В Ветхом Завете это владычица, правительница. Эта жена царствующего государя и мать-царица (имеющая заметную власть и даже правящая самостоятельно) при своем сыне- царе была связана с Ашерой и до замужества могла быть q e dēšâ. Она обладала культовой ответственностью через ритуал «hieros gamos» и была невестой- богиней, зачиная будущего царя от настоящего, помазанника Яхве [7, p. 75, 79]. Ребенок, появившийся в этом священном браке и продолжающем его рожде- нии, выделялся среди братьев как наследный принц. Метафорически отцом ца- ря являлся Яхве, матерью была Ашера, ритуал служил монархической преем- ственности, а ход обряда обеспечивали другие q e dēšâ и qādēš. Невеста станови- лась матерью-царицей божественного отпрыска и представительницей Ашеры среди людей. Пассажи о Самсоне (Суд. 16:1) и Иеффае (Суд. 11:1), Иуде и Фа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=