Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 135 ем. Стечкин же сломал стереотип «ответа на вопрос» принцип, когда ты гото- вишь текст ответа, а потом демонстрируешь всем, что подготовил. Не скажу, что он был «рубаха-парень», Стечкин всегда держал дистанцию со студентами, это был преподаватель без популизма. Но при этом ему удалось оставить огромный след в мировоззрении многих студентов» (Беседа с профес- сором факультета истории и права ТГПУ им. Л. Н. Толстого Симоновой Е. В. от 09.04.2019 года [Аудиозапись беседы]). Вспоминает Краюшкина Светлана Владимировна (проректор по учебной работе, кандидат политических наук): – Нам с ним очень повезло, поскольку занятия носили дискуссионный ха- рактер, он всегда давал интересные оценочные суждения. Со временем учились прослеживать рождение мысли, идеи. Олег Яковлевич предоставлял простран- ство для развития мышления. Вместе с тем его подход не был пропитан духом диссидентства. Он был необычным, однако я считаю, именно так и должен ве- сти себя преподаватель. Периодически передо мной возникает образ Стечкина: он передвигается по аудитории, делится своими размышлениями. На экзамен мы ходили, как на праздник. Обучение формированию и использованию соб- ственных умозаключений и в наши дни является большим дефицитом в педаго- гической среде» (Беседа с проректором ТГПУ им. Л. Н. Толстого Краюшки- ной С. В. от 22.04.2019 года [Аудиозапись беседы]). Но через что пришлось пройти человеку, который призывал своих учени- ков к самостоятельному мышлению? Через двадцатый век, время советской власти, когда любая точка зрения, идущая вразрез с предписаниями партии, приговаривала человека к большим неприятностям. И даже несмотря на время хрущевской оттепели, дела заводились достаточно легко. Олег Яковлевич не был ярым противником марксистской идеологии, Стеч- кина не устраивала односторонность этой концепции, а так же методы ее внед- рения и поддержки. Подробные размышления об этом можно увидеть в его книге «Философия всеединства». Главная мысль произведения, на мой взгляд, заключается в представлении мира, как единого целого, сочетания объективно- го и субъективного, а также в опровержении тезиса о доминанте материального мира над духовным [3, с. 5–26]. Книга родилась из лекционного курса, который Стечкин не побоялся представить публике, и в своем кругу общения он стре- мился следовать своей максиме – свобода мышления и сохранение достоинства. Олег Яковлевич был участником Великой Отечественной войны, а чело- век, прошедший и прочувствовавший все ужасы кровопролития, переставал бояться чего-либо еще, так как самое страшное он уже прошел – время, когда в любой момент можно потерять отчий дом, семью, близких, жизнь. В 1937 го- ду он был призван в армию, но не прошел медицинскую комиссию из-за про- блем со зрением. Его признали годным к нестроевой службе только во время военных действий. Когда началась война, он пошел добровольцем, однако сно- ва оказался негодным по медицинским показателям. Не смотря на это, юноша хотел добиться своего. Он отправился в Москву, где его признали ограниченно годным и направили в Самарскую Военно-медицинскую академию на службу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=