Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 134 Люди, общавшиеся с этим человеком, все еще вспоминают его с благодар- ностью и улыбкой, а некоторые даже говорят: «Он меня создал». Каким же об- разом преподавателю философии удавалось покорять сердца студентов? Дума- ется, главными особенностями его личности являлись харизма, смелость мыш- ления и особое чувство достоинства. Философия в советских вузах носила формальный характер, и практически никто не решался выйти за рамки пред- писанного и дозволенного. Но Олег Яковлевич был совсем другим. Для того чтобы это понять, стоит описать формат его педагогической работы. Стечкин всегда проводил лекции, свободно передвигаясь по аудитории, при этом у него не было заготовленных конспектов или книг, а занятия носили интерактивный характер: студенты могли высказывать свое видение на тот или иной предмет без опасения подвергнуться осуждению или наказанию. Таким образом, ему удавалось приучать подрастающее поколение к самостоятельному мышлению. Это своеобразный и редкий талант. Приведем некоторые отрывки из воспоминаний его учеников. Вот что вспоминает Екатерина Юрьевна Ромашина (декан факультета искусств, соци- альных и гуманитарных наук, профессор, доктор педагогических наук). – Лозунгом этого человека может служить выражение «Имейте мужество пользоваться собственным умом», потому что Олег Яковлевич, преподавая фи- лософию, в первую очередь и призывал именно к этому. Он не столько учил философии, как научной дисциплине, сколько философствованию, как образу мысли, заставляя задавать вопросы себе, окружающему миру, пространству, понимать, вникать в причинно-следственные связи вещей. И мне кажется, для него было гораздо важнее, как мы думаем, анализ, сомнения, чем факты. Семинарские занятия проходили весьма необычно, так не делал никто из преподавателей, а он не боялся. На семинаре объявлялась следующая тема, и задавался вопрос: «Кто из студентов будет готовиться к семинару в качестве преподавателя?». На каждой паре какой-то студент выступал в роли педагога, а Олег Яковлевич садился сзади. Учащийся занимал кафедру и самостоятельно придумывал вопросы, применял методические ходы, иногда проводил игры. Последние полчаса посвящались «разбору полетов», причем анализу подверга- лась как содержательная, так и методическая сторона занятия. Это было очень важно и полезно, потому что лучший способ понять что-либо – это рассказать и объяснить явление другим» (Беседа с деканом факультета искусств и гумани- тарных наук ТГПУ им. Л.Н.Толстого Ромашиной Е. Ю. от 02.04.2019 года [Аудиозапись беседы]). Вспоминает Симонова Елена Викторовна (доктор исторических наук, про- фессор кафедры истории и археологии): – Олег Яковлевич обладал тонким чувством юмора, был человеком интел- лигентным и спокойным, но при этом строгим, поскольку очень ответственно подходил к занятиям. У него был особенный педагогический подход. Подобно- го мне не приходилось видеть позже ни во время учебы, ни во время работы. Философия – сложный предмет, состоящий из сложных терминов. При подго- товке к семинарам читаешь литературу, волнуешься, что чего-то не ответишь, поскольку это близко к зубрежке. Поэтому возникает страх перед выступлени-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=