Тульская историческая весна - 2020
Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 13 вобытные времена, имеет в своем развитии несколько важных переломных мо- ментов. Один из них связан с событиями иудейской истории VII–V вв. до н. э. Чтобы понять их смысл для исследуемой темы, необходим важный экскурс во времена, предшествующие этому периоду. В древнееврейском языке терминология «святости» передается произ- водными корня qdš [11, p. 521], имеющего шумеро-аккадское происхождение. В начале II тыс. до н.э. аккадский язык был широко распространен в Восточном Средиземноморье и явился основой для ханаанейских языков (угаритского, фи- никийского, палеоеврейского). Языческая «святость» была атрибутом преиму- щественно женских божеств плодородия и связанных с ними предметов, людей, ритуалов и др. [2, с. 405]. Вероятно, северо-месопотамские аморейско-сутий- ские племена, кочевавшие по территории стран плодородного полумесяца, овладели этим термином в ходе культурно-языкового взаимодействия с хана- анеями [2, с. 404]. Основным божеством и предком-родоначальником амореев- сутиев был, предположительно, Сутех/Баал/Амурру [5, c. 56–57], супругой ко- торого стала позже ханаанейская Ашерат [13, p. 43–44, 78, 206] (которой сопут- ствовал эпитет qdš), явившаяся прототипом библейской Ашеры (’ a šērâh) (STR 842) (здесь и далее ссылки на словарь Стронга даются по [17] c абревиатурой STR; транслитерация по таблице [11, p. XXI]). С началом поклонения Яхве (возможно, первоначально покровителя металлургии и огня) последняя стала его женой и была частью религиозного культа в иудаизме допленного периода [9, p. 109; 21, p. 104]. В это время монотеистическая религия древних евреев только формировалась и изобиловала подобными языческими включениями, часто выходившими на уровень государственного почитания, последователи Яхве вели с ними постоянную борьбу, имевшую переменный успех. Монотеи- стический яхвизм был религией бога мужского пола, но природа человека тре- бовала наличия женской ипостаси высшего божества, и эту роль в древнейшем иудаизме выполняла Ашера [16, p. 23–32]. Чтобы понять, какое место занимало почитание Ашеры, обратимся к рас- пространенному сюжету о ритуале священного брака [22]. В этом мифе, встре- чающемся в наиболее ранней форме у шумеров, называемая «святой» (шумер- ское ku 3 (kug, kù)) богиня Инанна, управляющая божественными силами МЕ, избавляя своего человеческого мужа Думузи от вечного пребывания в хтониче- ском мире, установила, что его участь разделит его сестра Гештинанна, которая будет сменять Думузи под землей каждую половину годового цикла. Муж бо- гини стал божеством плодородия, весной праздновался его брак с Инанной, где в качестве Думузи выступал правитель, а Инанной была жрица ее культа [8, p. 39–67]. В ходе ритуала благословлялся урожай, скот, рождение детей, проис- ходила легитимация и деификация власти царя, мир освящался божественно- стью, предотвращающей его падение в пучину хаоса. Жрица-богиня станови- лась посредницей между людьми и богами [8, p. 67–88; 1, c. 18]. В мир входила «святость», благодаря которой жизнь обновлялась и продолжалась. Подобный ритуал существовал, видимо, и у древних евреев, где царь, будучи земным представителем Яхве, страдал, умирал и воскресал [7, p. 87]. Следы ритуала об-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=