Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 129 ции, отменяли и вновь принимали собственные решения. Так, например, од- ним из первых шагов новой власти в сфере охраны детства стал запрет усынов- ления (ст. 183 Кодекса законов о браке, семье и опекунстве 1918 г.). Однако вскоре эта мера была признана ошибочной, и в 1926 г. институт усыновления был восстановлен. Практическое осуществление задач охраны жизни и здоровья детей после октября 1917 г. было возложено на несколько государственных органов: Наркомсобес РСФСР, Наркомпрос РСФСР, Наркомздрав РСФСР, а с февраля 1919 г. к ним добавился Совет Защиты детей (04.02.1919 – 25.03.1921). Четкого разделения функций между ними не было ни на практике, ни в теории. Дей- ствовали они несогласованно, зачастую не столько помогая, сколько мешая друг другу. Относительный порядок существовал лишь в вопросах охраны ма- теринства и младенчества. В декабре 1917 г. по решению коллегии Народного комиссариата государственного призрения был создан Отдел охраны материн- ства и младенчества (позже передан в Наркомат здравоохранения). По декрету Наркомата государственного призрения от 30.01.1918 г. в ведение этого отдела были переданы все учреждения, занимающиеся обслуживанием матери и ре- бенка. 11 июля того же года декретом СНК РСФСР был создан Народный ко- миссариат здравоохранения РСФСР, в ведение которого, в свою очередь были переданы все детские учреждения для грудных детей и детей в возрасте до 3-х лет, а также созданный в конце 1917 г. при Наркомпросе отдел школьной са- нитарии и гигиены. Таким образом учреждения, в задачу которых входила охрана материнства и младенчества, оказались искусственно разделены между двумя ведомствами. Навести порядок в сложной, многоступенчатой и нестабильной системе защиты детей был призван созданный 4 февраля 1919 г. в качестве межведом- ственного органа Совет защиты детей (СЗД). Совет имел широкие полномочия вплоть до veto на распоряжения различных наркоматов. Однако за два года сво- ей деятельности Совет так и не смог наладить систематическую работу: не бы- ли созданы местные органы СЗД, отсутствовали четкие инструкции и циркуля- ры для работы на местах, да и связь с губерниями и уездами была нерегуляр- ной, носила случайный характер. В докладе созданной Деткомиссией специ- альной Комиссии по ликвидации СЗД от 25 марта 1921 г., подчеркивается, что Совет «фактически как междуведомственный Всероссийский орган работы не вел и предоставленных ему прав и полномочий не использовал» (ГА РФ. Ф. Р-5207. Oп. 1. Д. 8. Л. 14). К концу 1920 г. ситуация приняла критический характер, стала очевидной угроза вымирания детей. В этих условиях было решено создать единый чрезвы- чайный орган по спасению жизни детей, берущий на себя все полномочия по вопросам их обеспечения, воспитания и защиты их интересов в государствен- ном масштабе. Таким органом стала созданная в феврале 1921 г. при ВЦИК Чрезвычайная Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия). В соот- ветствии с Положением о Деткомиссии, должность ее председателя должен был совмещать председатель ВЧК (первый председатель – Ф. Э. Дзержинский), его RETRACTED

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=