Тульская историческая весна - 2020
Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 128 и негативные составляющие этого опыта, отделить перспективные пути реше- ния современных проблем детства от опасных и тупиковых. Революция и гражданская война, как и любые социальные катаклизмы, наиболее сильно ударили по самой социально незащищенной категории насе- ления – детям, не разбирая их социального происхождения. Понимая это, со- ветская власть среди приоритетов государственной политики назвала и заботу о детях. Были провозглашены громкие лозунги: «Дети – наше будущее», «Охрана детства – лозунг Советской власти», «Дети – надежда Советской Рос- сии. Берегите детей» и т. п. Однако уже вскоре стало очевидно, что на практике забота о детях нередко ограничивалась декларацией красивых лозунгов и при- нятием соответствующих законов, не подкрепленных механизмом их практиче- ского исполнения. В частности, был принят ряд декретов, направленных на обеспечение детей питанием и медицинским обслуживанием, на организацию всеобщего начального образования, охрану труда подростков, развитие сети специализированных детских учреждений для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и т. п. Так, например, 14.09.1918 был принят декрет СНК об «усилении детского питания», 26.09.1918 – о создании специального продо- вольственного фонда для детей. Декретом от 17.05.1919 в столицах и промыш- ленных районах было введено бесплатное питание для всех детей до 14 (а по- становлением СНК от 12.06.1919 – до 16) лет, независимо от социального про- исхождения. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», утвержденное ВЦИК 16 октября 1918 г., предусматривало введение обязательного и бесплат- ного обучения всех детей школьного возраста в школах 1-й и 2-й ступени, про- ведение учета детей школьного возраста от 6 до 17 лет, организацию питания для учащихся, снабжение их обувью, одеждой и учебными пособиями. 26 де- кабря 1919 г. был подписан декрет, обязывающий обучаться грамоте на родном или русском языке всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать и писать. Декрет ВЦИК от 07.03.1918 «О суде» (СУ РСФСР № 26, ст. 347) подтверждал отмену судов и тюремного заключения для всех лиц мо- ложе 17 лет, вне зависимости от тяжести преступления. Декретом СНК РСФСР от 13.10.1922 для всех работающих подростков вводилось обязательное вра- чебное освидетельствование для выявления случаев «несоответствия между состоянием здоровья и тяжестью исполняемой работы» (СУ РСФСР № 65, ст. 842). Для реализации принятых законов и воплощения в жизнь провозгла- шенных лозунгов был необходим соответствующий государственный механизм, а для налаживания его работы – опытные кадры, средства, время и наличие жесткой системы контроля исполнения принятых центром решений на местах. Между тем, новая система охраны детства формировалась наспех, подчас методом проб и ошибок. С первых же дней детский вопрос оказался в самом центре разнообразных теоретических изысканий, в большинстве своем совер- шено оторванных от реальной жизни и тесно связанных с революционным по- ниманием роли семьи, материнства и эмансипации. Результат такого «торопли- вого» и хаотичного «строительства» зачастую не нравился и самим «строите- лям», которые нередко принимали противоречивые постановления и инструк- RETRACTED
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=