Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 126 с этим возникает необходимость осознания и обобщения опыта чрезвычайно насыщенного и сложного XX века: что именно было приобретено в сфере охра- ны детства до революции и в советские годы, а что утрачено; в какой степени отечественный опыт был уникален и т. д. Несмотря на то, что детство как специфическая демографическая катего- рия долгое время не была предметом специальных исследований отечественной исторической науки, тем не менее изучение проблемы охраны детства как в целом, так и отдельных ее аспектов в отечественной историографии имеет давние традиции. Советская историография на протяжении многих лет не была единой, раз- личные ее периоды имеют свою специфику. В частности, особое место в ней занимает так называемая синхронная литература, то есть работы, написанные непосредственно в изучаемые годы и являющиеся одновременно и научной ли- тературой, и источниками по истории детства (издания Деткомиссии ВЦИК и местных деткомиссий: На помощь ребенку. Пг.; М., 1923; Друг детей. М., 1925; На помощь детям. М., 1926; На помощь детям. Симбирск, 1926; XV лет работы по улучшению жизни детей. М., 1936). Неоспоримым достоинством со- ветской историографии, в частности, является тщательная проработка норма- тивно-правовых актов [10, c. 7–159] и прессы исследуемого периода, а также трудов руководства коммунистической партии и лидеров Советского прави- тельства, имеющих непосредственное отношение к формированию «детской политики» [6, с. 102; 5, с. 7–107]. Основное содержание советской историографии, посвященной проблемам детства в СССР, так или иначе строилось на постулате «СССР – Родина счаст- ливого детства». Данная идеологическая установка определила идеологический ракурс исследований, в которых акцент делался на достижениях советской власти в сфере охраны материнства и детства и смягчение, либо полное игно- рирование наиболее острых проблем, таких, как положение детей «лишенцев» и жизнь детей в ГУЛАГе; влияние на численность беспризорных детей кампа- нии по раскулачиванию, коллективизации и паспортизации населения; голод 1921 г. и чрезвычайно высокая смертность детей в ходе эвакуации их из голод- ных губерний; высокий уровень хищений и злоупотреблений в советских дет- ских домах; крайне тяжелое положение так называемых «морально-дефектив- ных детей» и т. п. Значительное место в советской историографии по тем или иным аспектам истории детства традиционно занимала тема руководящей роли коммунистической партии [1; 3; 12], в то время как реальное положение детей нередко оставалось за рамками исследований. Тем не менее, несмотря на всю специфику советской историографии детства, обусловленную ее идеологиче- ской направленностью и ограниченностью предмета исследования, работы это- го периода заслуживают серьезного внимания современных исследователей. С конца 1980-х гг., в связи с изменившимися идеологическими ориентира- ми и переосмыслением истории России в целом, изменилась и оценка политики советского государства в области охраны детства. Советская детская и моло- дежная политика подвергалась жесткой критике в рамках общей тенденции от- RETRACTED

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=