Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 122 стало входить 3,3 %, в горсовете процент работниц возрос до 14,4 % [5, с. 22– 27] . Статистические данные свидетельствуют об увеличении числа женщин в Советах, значит, агитационная работа губженотдела имела определенные ре- зультаты. Однако эти показатели абсолютно не соответствовали стремлениям советской власти. По плану ЦК Женотдела, представленному в губернские же- нотделы страны, к 1930 г. в городской совет должно было входить не менее 45 % горожанок, в сельсоветы – не менее 35 % крестьянок [6, с. 26] . Вопросы, касаемо повседневной жизни горожанок Тульской губернии так же не оставались не затронутыми, происходили изменения во всех сферах. В начале XX в некоторых парикмахерских были открыты дамские отделе- ния, но женщины услугами парикмахера не пользовались, делали прически и стрижки самостоятельно. Для провинциального тульского общества посеще- ние женщиной парикмахерской считалось весьма смелым поступком, позицио- нирующим самостоятельность и свободу, учитывая именно тот факт, что па- рикмахерами были мужчины. Богатые и знатные дамы, «чтобы уложить воло- сы», приглашали парикмахера домой, что считалось обычным явлением в арис- тократической среде. Принято считать, что короткие женские стрижки – это изобретение эман- сипированных женщин XX века. Но, между тем, в романе нашего земляка Л. Н. Толстого мы находим упоминание о короткой прическе женщин высшего света. Известная тульская революционерка Софья Смидович носила короткую прическу, стриженные волосы тогда были прическами курсисток, сторонниц освобождения женщин и революционерок. В «Наставлении директора народных училищ» туляка М. Т. Яблокова су- ществовали конкретные рекомендации к прическам для учительниц, которых становилось все больше в народном образовании Тульской губернии. Он писал: «Учительницы должны зачесывать волосы просто, не завивать и не подрезать их с напуском на лоб» [6, с. 220] . Агрессивность, как черта характера туляков проявилась на рубеже XIX– XX веков. Как мы знаем, одним из результатов отмены крепостного права стало частичное «размытие» сословного деления. Но и в начале 1920-х гг., по утвер- ждению тулячки Ларисы Оськиной (жены тульского комиссара Д. П. Оськина), общение между отдельными сословиями было весьма ограниченным и прохо- дило только по бытовой необходимости. В дворянские кварталы мастеровые оружейники приглашались тогда, когда следовало произвести какие-либо рабо- ты или ремонт [7, с. 123] . У рабочих было ярко выражено стойкое неприятие других сословий. «От насмешек зареченского мастера, или казюка, как называ- ли их мещане, не уходил даже чиновник, для которого тоже были изобретены особенные клички, например: «стюцкий» или «точечные ляшки» и проч.», – писал Г. И. Успенский [8, с. 145] . Женщин руками не трогали, а поравнявшись, быстро нагибались, точно хотели схватить за подол, или, наклонив к ее лицу свою грязную морду, чмока- ли губами, как бы целуя. Прилично одетых барынек не трогали, а, поравняв- шись, нарочно кто-нибудь из рабочих как рванет, аж на другой стороне слыш- но» [9, с. 245] .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=