Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 112 Прежде всего, обратим внимание на рост числа священнослужителей в гим- назии. Особо отметим, что наряду с тремя православными священниками, пре- подающими «закон божий», в формулярных списках названы «законоучитель Евангелия греческо-лютеранского исповедания» и «законоучитель римско- католического исповедания». Видимо, после Указа «Об укреплении начал веро- терпимости» 1905 г. в многоконфессиональной Российской империи стали обу- чать основам разных христианских конфессий. Знаковым изменением в педагогическом составе к 1917 г. стало появление женщин-преподавателей. В формулярных списках за 1881 г. не упоминается ни одного преподавателя-женщины, в 1917 г. их было три. Все они преподавали иностранные языки. Появление женщин-преподавателей свидетельствует об изменении статуса женщина в Российском обществе, особенно с учётом того, что они работали в мужской гимназии. Это, безусловно, произошло под влия- нием процессов модернизации, в ходе которых изменялась социальная структу- ра Российского общества, а вместе с ней и статус женщины. Данные формулярных списков позволяют рассмотреть учительские «пере- мещения», которые были вызваны переназначением учителей из одной губер- нии в другую. Преподавателей Тульской мужской гимназии перераспределяли в другие учебные заведения в рамках Московского учебного округа (в сфере ведения которого находилась вышеназванная). Например, имеются свидетель- ства о перемещении преподавателей из других губерний в Тульскую мужскую гимназию. Так, преподаватель древних языков Викентий Чиж был перемещён с 1 августа в 1875 «для пользы службы» из Тверской гимназии (ГУ ГАТО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 630. Л. 30). Еще одним показательным изменением в педагогическом коллективе Туль- ской мужской гимназии стало появление учителей-иностранцев. В 1917 г. в гимназии преподавали «швейцарский и французский подданные». Климентий Бенедиктович Маттей прибыл из Швейцарии и служил преподавателем фран- цузского языка. Французский подданный Бернгард Бернгардович Дебано также был преподавателем французского языка. Таким образом, формулярные списки служат важным источником для изу- чения изменений в социальном статусе учителей гимназии, показателей их мо- бильности. Работа в данном направлении только начата. Ее продолжение поз- волит более детально ознакомиться с изменениями в педагогическом составе Тульской мужской гимназии, происходящими в период модернизации. Библиографический список 1. Антонова, Ю. В. Учительство Тульской губернии на рубеже XIX– XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук [Электронный ресурс] / Ю. В. Антонова. – Тула, 2016. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008894000 (дата обращения: 10.03.20). 2. Антонова, Ю. В. Материальное положение тульского учительства в кон- це XIX – начале XX в. / Ю. В. Антонова // Исслед. потенциал молодых ученых:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=