Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 111 вовал 8-му классу в Табели о рангах, давал личное дворянство. Получить этот чин мог не только потомственный дворянин, но и каждый, кто получит высшее образование и сдаст специальный экзамен. Стоит обратить внимание на то, что представителей чинов, расположенных в Табели о рангах ниже, чем «коллеж- ский асессор» было всего 3 человека (9 %). На основании этого можно судить о том, что подавляющее большинство учителей состояло в высших чинах, имели высшее образование, требующееся для поступления на работу в гимназию. Таблица 1 Численность педагогического состава Тульской мужской гимназии в 1881 и 1917 гг. по чинам Чины Число служащих в 1881 г. Число служащих в 1917 г. Действительный статский советник – 2 Статский советник 4 15 Коллежский советник 6 1 Надворный советник 4 4 Коллежский асессор 15 8 Титулярный советник 1 3 Коллежский секретарь 1 2 Губернский секретарь 1 – ИТОГО 32 35 Составлено по: ГУ ГАТО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 630. В таблице не указаны служащие, не име- ющие чина и представители духовенства. В 1917 г. в Тульской мужской гимназии в педагогической деятельности участвовали 49 человек, что в полтора разе больше, чем в 1881 г. Это были 35 служащих, состоящих в чинах. Кроме них в гимназии работали 4 священника, 1 пастырь, 1 регент, 1 сын губернского секретаря, 1 отставной подполковник, 1 окончивший курсы реального училища, 1 швейцарский подданный, 1 фран- цузский подданный и 3 женщины, имеющие звание домашней учительницы. Приведенные сведения показывают, что социальное представительство работ- ников гимназии расширилось. К руководящему составу относились директор и почётный попечитель Тульской мужской гимназии. В отличие от 1881 г, они уже были представителями чина «действительный статский советник» (4 класс), дающего потомственное дворянство. Этот чин входил в первую из че- тырёх групп, объединявших представителей чиновничества, определявших курс политики государства. В 1917 г. самым «массовым» чином оказался «стат- ский советник». Их насчитывалось 15 человек (31 %). К чину, который в 1881 г. был самым «редким», теперь принадлежала основная масса преподавателей. Можно говорить о повышении престижа профессии гимназического учителя. Коллежские асессоры составляли лишь 16 % педагогического коллектива (8 че- ловек). Нужно обратить внимание на то, что к 1917 г., наряду с ростом учите- лей, бывших статскими советниками, появилось много служащих, находящихся вне классов чиновничества.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=