Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 110 новой, которая проанализировала изменения в численности учителей разных типов учебных заведений, изучила их поло-возрастной состав, уровень образо- вания и социальное происхождение, исследовала общественно-политическую и культурно-просветительскую деятельность учительства региона.[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Изучением истории Тульской мужской гимназии занималась С. М. Марко- ва [8]. В частности, она проследила влияние образовательных реформ 1860-х годов на деятельность Тульской мужской гимназии, проанализировала работу созданной по инициативе преподавателей «педагогической лаборатории», су- ществовавшей в гимназии [9]. Изучение профессиональных групп тульских педагогов в конце XIX – начале XX в. можно вести, опираясь наразные видыисточников: законодатель- ные и другие нормативно-правовые акты, материалы делопроизводства госу- дарственных органов, статистические материалы, документы личного харак- тера, материалы центральной, региональной и местной периодической печати. В данной работе мы рассмотрим возможности использования формулярных списков преподавателей для изучения педагогического состава Тульской муж- ской гимназии в конце XIX – начале XX вв. Формулярные списки представляют собой таблицу, в которою включена информация о руководстве и учителях. Мы выбрали для анализа формулярные списки за 1881 г. и за 1917 г., которые станут «пограничными» для дальнейшего более детального исследования. В документе 1881 г. имеется информация о должности, чине, вероисповедании, а также о происхождении, участии в походах против неприятеля, награждениях, нали- чии имения. Списки за 1917 г. содержат сведения о должности, занимаемой в гимназии, чине и звании, адресе и содержании. Тульская губернская мужская гимназия была открыта 7 августа 1804 г. на основании именного указа Сенату «Об устройстве училищ» от 26 января 1803 г. (ПЗС. Собр. I. Т. 28. 1804 г. Ст. 21501. С. 626). В соответствии с «Уставом гим- назий и прогимназий» от 19 ноября 1864 г. преобразована 1 августа 1865 г. в классическую гимназию (ГУ ГАТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 665. Л. 4–9). Позднее, со- гласно утвержденных 19 июня 1871 г. «Изменений и дополнений в уставе гим- назий и прогимназий от 19 ноября 1864 г., «стала именоваться Тульской муж- ской гимназией» (ГУ ГАТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 665. Л. 4–9). Она находилась в веде- нии попечителя Московского учебного округа Министерства народного про- свещения и осуществляла подготовку к поступлению в университеты для детей дворянства и буржуазии. Обратимся к анализу формулярных списков. В табл. 1 представлены све- дения о числе служащих Тульской мужской гимназии по чинам. Из приведенных данных видно, что в 1881 г. в Тульской мужской гимназии в педагогической деятельности участвовали 32 служащих, состоящих в чинах, и 1 священник. К руководящему составу относились: инспектор и почётный по- печитель Тульской мужской гимназии. Они были представителями высшего на тот момент чина в гимназии – «статский советник». Это чин 5-го класса, вхо- дивший в число высших чинов Российской империи. Основная масса учителей состояла в чине «коллежский асессор» – 15 человек (46 %). Этот чин соответст-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=