Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 109 УДК 930.20 ФОРМУЛЯРНЫЕ СПИСКИ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ТУЛЬСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ А. М. Тюханова tyukhanova@inbox.ru Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье рассматривается возможность использования фор- мулярных списков преподавателей Тульской мужской гимназии для изучения изме- нений педагогического состава в конце XIX – начале XX в. Автором проанализиро- ваны формулярные списки учителей за 1881 г. и за 1917 г., которые позволили выяснить перемены, произошедшие в социальном статусе преподавательского состава Тульской мужской гимназии. Ключевые слова: формулярные списки, преподавательский состав, учите- ля, гимназия, Тульская мужская гимназия. UDK 930.20 FORMULAR LISTS AS A SOURCE FOR STUDYING THE TEACHING STAFF OF TULA MEN'S GYMNASIS A. M. Tyukhanova tyukhanova@inbox.ru Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Abstract. The article considers the possibility of using the formulary lists of teachers of the Tula male gymnasium to study changes in the teaching staff in the late XIX – early XX centuries. The author analyzed the formulary lists of teachers for 1881 and for 1917, which made it possible to find out the changes that had occurred in the social status of the teaching staff of the Tula male gymnasium. Keywords: formulary lists, teaching staff, teachers, gymnasium, Tula men's gym- nasium. В современной исторической науке отмечается интерес к микроистории. Во многом он поддерживается вниманием общества к прошлому «малой Роди- ны». Микроистория не замыкается на изучении истории родного города или се- ла, ее предметом может стать и история определенных учреждений. Данная ра- бота ориентирована на изучение изменений в преподавательском составе Туль- ской мужской гимназии в 1881–1917 гг., она вписывается в круг исследований по проблеме формирования профессиональных групп в эпоху модернизации .   История учительства Тульской губернии как социально-профессиональной группы в конце XIX– начале XX в .  стала предметом исследования Ю. В. Анто-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=