Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 107 ния, стремящихся получить среднее образование. Данные исторических запи- сок о деятельности гимназий показывают, что с момента введения «реакцион- ного» устава 1871 года, количество выпускников, как и количество учеников из городских и сельских сословий регулярно росло. Так, в 1 гимназии, число вы- пускников от 3 в 1872 году, выросло до 27 в 1879, что стало абсолютным ре- кордом за все время существования гимназии к этому моменту [11, с. 363]. В четвертой Ларинской гимназии, период с 1871 по 1886 года стал самым ре- зультативным на окончивших курс – 236 человек, в то время как в период действия либерального устава 1864–1871 годов всего 183 человека [3, с. 59]. Такая же статистика по увеличению количества окончивших курс гимназии и увеличению обучающихся незнатного происхождения наблюдается и в дру- гих петербургских гимназиях. Закрытие же в 80-х годах параллельных отделе- ний у классов, было вызвано не попыткой сократить число учащихся в гимна- зиях, а их недостаточным финансированием, дети же распределялись между другими гимназиями и продолжали обучение [8, с. 190]. Особенно стоит упомянуть о деятельности Обществ вспомоществования нуждающимся ученикам, которые стали активно появляться во всех столичных гимназиях в период консервативных реформ. Главной их целью была матери- альная поддержка учеников из беднейшего населения, приток которых в гим- назии увеличивался с каждым годом. Выплаты стипендии предназначались не только для бедных учеников купеческого и мещанского сословия, но мог- ли и выплачиваться ученикам из крестьянского сословия [8, с. 135–145]. Ак- тивно претворялась жизнь практика освобождения малоимущих детей от пла- ты за обучение, предусмотренная уставом 1871 года. Так, во второй Санкт- Петербургской гимназии с 1874 по 1880 года было освобождено от платы 345 детей [9, с. 109]. Таким образом, оценивая деятельность санкт-петербургских гимназий в период консервативных образовательных реформ 1870–1880-х годов, мы мо- жем прийти к выводу, что даже в столичных гимназиях исполнение требований устава вводилось постепенно, а педагогический процесс насильственно не ло- мался. Сам устав был одобрительно встречен педагогами, а их влияние на обра- зовательный процесс через педагогические советы и общества вспомощество- вания сохранилось. Нельзя упрекнуть гимназии и в умышленном избавлении образования от малоимущих детей не дворянского происхождения, для кото- рых учреждались стипендии или их освобождали от платы за учебу, а их по- ступление в гимназии только росло. Касательно учебно-воспитательной части, дети не были измучены древними языками, долгое время вводившимися в обра- зовательный процесс с проволочками, не были они подвергнуты и жесточайше муштре и суровым наказаниям. В заключении стоит сказать, что, не смотря на действительно жесткую регламентацию процесса образования сверху, и уста- новления классического образования в качестве главенствующего типа, это не стало для школы «темным периодом», на практике гимназии сохранили доста- точную самостоятельность, а рост числа выпускников в «реакционный период» наглядно демонстрирует рост образования в стране.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=