Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 106 рование гимназий во время министерства И. Д. Делянова, ревностного продол- жателя консервативных реформ, вовсе облегчило прохождение курса гимназии для учеников за счет облегчения переводных экзаменов [4, с. 30]. Касательно изменения учебных программ, то здесь мы можем обнаружить не только отсутствие на практике жесткого подавления древними языками остальных предметов, но и её строгой регламентированности, как указывается критиками реформы. Несмотря на то, что древние языки провозглашались, наравне с математикой, главными предметами образовательной программы, их полноценное преподавание, в объемах, установленных уставом 1871 года, было введено только во второй половине 70-х годов, а до этого дети изучали их в го- раздо меньшем объеме, что наглядно показывает отсутствие жесткого насажде- ния этих предметов [9, с. 43]. Вполне обычным делом были отступления от числа уроков, назначенных новым уставом, в связи с постепенным введением древних языков. Например, в первый же год действия устава, древние языки могли изучаться 3 часа в неде- лю, вместо предписанных 4 часов [8, с. 124–125]. Сам объем преподавания ла- тинского языка по уставу 1804 года был куда больше, чем по уставу 1871 года за счет изучения римских древностей и краткого обзора литературы [2, с. 40]. Отметим, что после введения нового устава извечно невысокая успеваемость учеников по древним языкам стала постепенно улучшаться, особенно по латин- скому языку, которая, в сравнении с древнегреческим, росла более активно, хо- тя в целом общая успеваемость учеников по всем предметам не дотягивала до министерских стандартов [4, с. 21–23]. Устав гимназий 1871 года уделял большое внимание делу воспитания де- тей в духе высокой нравственности, с этой целью в 1874 году были опублико- ваны правила о взысканиях, которые содержали в себе строгие наказания за нарушения дисциплины, вплоть до заключения ученика в карцер на хлеб и воду [10, с. 180]. Однако их назначение и исполнение зависело исключительно от воли начальника учебного заведения, что приводило к тому, что все самые жес- токие наказания никогда не практиковались, как мы видим на примере сто- личных гимназий. Так, в санкт-петербургских гимназиях директора запрещали определять учеников в карцер, не допускали битье розгами учеников или вовсе увольнение ученика из учебного заведения. Мелкие шалости детей не влекли за собой взысканий, это говорит о том, что педагогический персонал смотрел на ученика как на ребенка, и не видел воспитательной пользы в применении к нему грубой силы. Практика, когда ребенок мог по 5–7 лет находиться в одном классе заме- няется на срок пребывания в одном классе не более 2 лет [9, с. 100–108; 2, с. 78; 8, с. 169–173; 4, с. 28–29]. Период консервативных гимназических реформ оце- нивается директорами гимназий как протекающий спокойно и без волнений для образовательного процесса [9, с. 152–153], а сам моральный облик гимназистов оценивается как высоко нравственный, без «напыщенной самоуверенности, строптивости и недоверии к старшим» [2, с. 188–189]. Самая критикуемая сторона реформ 1870–1880-х годов – это вопрос о вы- пускниках, и барьерах, которые строила власть на пути у низших слоев населе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=