Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 105 форм называли их противоречащими духу времени и интересам страны, не удо- влетворяющими потребностям общества [6, с. 76–77]. Реформам давались и бо- лее критические оценки, как например, что с их проведением начался темный период российского просвещения, в котором школа выполняла преимущест- венно политическую, а не образовательную функцию [1, с. 281]. Эпоха консервативных реформ 1870–1880-х годов в глазах советских ис- ториков оценивалась как несомненная реакция, а порой давались и куда более резкие оценки, как «огромное зло в истории русской школы, одно из наиболее мрачных и позорных ее страниц» [5, с. 54], или же говорилось что реформы намеренно ставили цель «оглупления русского юношества», создания барьеров для обучения детей из низших сословий, а их итогом было падение успеваемос- ти и образованности учеников [7, с. 343–344]. В данной статье мы, на примере санкт-петербургских гимназий, которые будучи столичными, более остальных были вынуждены соответствовать новому уставу, предприняли попытку рас- смотреть, насколько в действительности консервативные реформы носили раз- рушительный характер для российского гимназического образования. Стоит отметить, что само принятие нового консервативного устава 1871 года и его положения были одобрительно восприняты большинством педагогов. Д. Н. Соловьев указывает, что устав 1871 года вернул гимназиям их истинное предназначение – быть связующим звеном между начальной школой и универ- ситетом [11, с. 349]. Созываемые педагогические советы для обсуждения поло- жений устава, единодушно принимали все его положения и всецело поддержи- вали инициативу усиления преподавания древних языков [2, с. 164]. Открытие подготовительных классов, согласно новому уставу, отмечается как нововведе- ние, полностью советующее потребностям общества, о чем наглядно говорит их активное заполнение учениками в первые месяцы открытия [8, с. 124]. Од- нако, некоторых педагогов тяготила жесткая регламентация педагогической де- ятельности, а также возникли проблемы с назначением классных наставников, вызванные с загруженностью педагогов, но в целом, это не имело негативного влияния [4, с. 17–21]. Нововведения, привнесенные консервативным уставом, не ограничивали деятельность педагогических советов, которые расцвели в пору действия либе- рального устава гимназий 1864 года. С установлением древних языков качестве приоритетных предметов гимназического курса, на базе гимназий стали актив- но работать педагогические междпредметные комиссии по выработке методов и содержания преподавания данных предметов [11, с. 354–355]. В ведении педа- гогических советов оставались так же вопросы приема учеников в гимназию, их успеваемости, назначения пособий и выбора книг для библиотеки [9, с. 105–106]. Изменения в учебном плане не привели к серьезным потрясениям и избы- точной загруженности учеников, так как увеличение количества недельных ча- сов со 184 по уставу 1864 года до 206 по уставу 1871 года, нивелируется тем, что число недельных уроков по уставу 1864 года полагалось на 7 классов, а по уставу 1871 года уже на 8, помимо этого, сама продолжительность уроков была снижена с 1 часа 15 минут, до 1 часа ровно [8, с. 121]. Последующее реформи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=