Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 10 гетеры необходимы каждому человеку «для радости», поскольку с почтенными женщинами вступают в брак только для того, «чтобы иметь законных детей и иметь в доме верную хранительницу» [2, с. 260–261]. Вышеупомянутый эпизод свидетельствует, что гетеризм в античную эпоху был вполне распространенным явлением, выступа своеобразным органичным и традиционным общественным институтом. Кроме того, некоторые из государ- ственных деятелей, философов и творческих людей, вступая в интимную связь с проститутками, в дальнейшем могли связать свою жизнь с ними узами брака. При этом важно отметить, что такие действия в обществе не критиковались. Следует упомянуть, что в античную эпоху только гетеры из числа всех женщин могли получить некую самостоятельность, чтобы заняться собствен- ным образованием. В частности, проститутка, отказавшись от брака и живущая вполне свободно, могла неограниченно развивать свои способности и зани- маться самовыражением. Гетеры, имея финансовую независимость и обеспечи- вая своё существование продажей собственного тела, противостояли представ- лениям традиционного общества, в которых женщинам навязывалась исключи- тельно устоявшаяся гендерная роль. Также необходимо подчеркнуть, что на из- вестных и выдающихся современников большое влияние оказывали именно ге- теры, внося тем самым значительный вклад в развитие греческой культуры. Это проявлялось в следующем: с гетер писали портреты и ваяли статуи, им посвя- щали литературные произведения, они же принимали участие в симпосиях. Что касается писателей, то Лукиан осуждал сакральную проституцию, но защищал бытовую. Он считал, что нельзя ничего назвать постыдным, если «ты сам не считаешь это постыдным». В свою очередь, появившаяся из-за ре- лигиозного безумия сакральная проституция не может стоять в одном ряду с бытовой, поскольку не является необходимой обществу в отличие от обычной проституции. Древнеримский поэт Овидий в «Науке любви» особо отмечает, что он отк- рыто воспевает только любовь к несвязанным узами брака гетерам и восхища- ется только любовью «вне закона». Важно отметить, что такие советы посеще- ния проституток обусловлены реалиями того времени. Необходимо понимать, что страстная индивидуальная романтическая любовь в тот период была ред- ким явлением по сравнению с современностью. Кроме того, такие чувства в большинстве случаев отвергалась и рассматривалась как болезненные, по- скольку человек в античный период любые бурные вспышки элементарной чувственности считал менее опасно влияющими на его достоинство и способ- ности, чем вызванные любовью глубокие душевные переживания. Данным по- ложением объясняется и следующее явление в древнегреческой литературе: от- сутствие любви как предмета поэзии и трагедии. Так, ни у Гомера, ни у Гесиода в произведениях невозможно найти сентиментальных эпизодов. Следует упомянуть, что Перикл, будучи государственным деятелем и спо- собствовав политическому и культурному расцвету Афин, признавался, что во многих случаях просил совета у гетеры Аспасии и именно у неё учился искус- ству риторики. После смерти жены Перикл женился на Аспасиии, но аристо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=