МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

186 И люди в звездах и золоченых мундирах так восхваляли его за это, что он ис- кренно верил, что он великий человек и что жизнь его была великим благом для человечества и особенно для русских людей, на развращение и одурение кото- рых были бессознательно направлены все его силы» [4, c. 106]. Не только в художественных произведениях, но и в своих статьях Л. Н. Толстой обращается к польской проблеме. В работе «Христианство и пат- риотизм» Лев Николаевич рассматривает патриотизм как нечто неактуальное в современном ему мире: «Патриотизм стал уже не только не нужен, но стал единственным препятствием для того единения между народами, к которому они готовы по своему христианскому сознанию» [5, c. 63], само же понятие им видится как эгоистическое превозношение своего народа над другими. Патрио- тизм, с точки зрения автора, также неприемлем и угнетенным народам, так как несвойствен рабочим массам, а лишь прикрывается им высшими классами [5, c. 60]. Развивая идею схождения патриотизма на нет, Толстой указывает на возможность отделения Польши от России и предполагает, что русскому обще- ству такое положение не стоит воспринимать в штыки, как это было во время польского восстания в 1863 г., так как именно «во имя патриотизма русские душат поляков» [5, c. 67]. Наоборот, с его точки зрения, «отнять у нас Польшу, Остзейские провинции никак не может быть для нас бедствием, а скорее может считаться благом, так как оно уменьшило бы потребность военной силы и госу- дарственных расходов; с точки же зрения христианской мы ни в каком случае не можем допустить войны, так как война требует убийства людей, а христи- анство не только запрещает всякое убийство, но требует благотворения всем людям, считая всех братьями без различия народностей» [5, c. 49–50]. Само отношение Л. Н. Толстого к польскому вопросу в полной мере выра- жается в его переписке с М. Э. Здзеховском, в которой он указывает на свою неприязнь к создавшейся в Польше ситуации: «я, не будучи поляком, поспорю с каждым поляком в степени отвращения, негодования к тем диким и глупым мерам русских правительственных лиц, которые употребляются против веры и языка поляков; поспорю, и в желании противодействовать этим мерам, и не потому, что я люблю католичество больше, чем другие веры, или польский язык больше, чем другие языки, а потому, что я стараюсь быть христианином» [6, c. 167]. По его мнению, именно патриотизм, боязнь ополячиться, стремление защитить свою веру, традиции и язык толкают общество и правительство Рос- сии к подобным мерам [6, с. 168]. Разрешение этого вопроса писатель находит в христианстве. Необходимо не восстанавливать государственность Польши, Ирландии и других зависимых и угнетаемых народностей, а разрушать един- ство и величие ведущих держав. На его взгляд, само человечество должно при- знать, «что мы прежде, чем русские, поляки, немцы – люди, ученики одного учителя, сыны одного отца, братья между собою» [6, c. 170]. На протяжении своего жизненного пути взгляды и убеждения Л. Н. Толс- того неоднократно менялись. Это коснулось и польского вопроса. В период расцвета своей художественной мысли Польша им воспринималась, как нечто неприятное, требующее усмирения. В начале XX века писатель отмечает, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=