МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

183 Ранее озвученные проблемы присутствуют в многочисленных литературно- критических работах, статьях и отзывах западных писателей и критиков- литературоведов о Толстом, которые признают высоту русского гения и считают его творчество «и эпитафией, и памятником» (Д. Олдридж) [4]. Д. Голсуорси в статье «Силуэты шести писателей» (1924) называет Толстого мастером, созда- ющим в своих произведениях ощущение действительности жизни. Голсуорси це- нит Толстого прежде всего за то, что он любил Россию и русского крестьянина. Впрочем, духовно-нравственные искания Толстого остались не понятыми западными писателями. В статье «Русский и англичанин» (1916) Д. Голсуорси, пытаясь обнаружить особенности национальных характеров, сравнивает гео- графические условия стран, где русские – это дети равнин и лесов, резких смен жары и холодов, а англичане – дети моря, средних температур и туманов, поли- тических устройств и т. п., но не говорит об особенностях православия и патри- архально-славянском укладе жизни русского народа. Правда, Д. Голсуорси упоминает о вере как о дороге к спасению («К чему мы пришли», 1920). Он призывает взять за идеал для всего мира не богатство, а счастье и здоровье все- го человечества, не объясняя при этом отличий между ними и путями их дос- тижения, а без всего этого оба идеала – это суть одной основы – материальной, и тогда идеал гуманистической религии служения всеобщему благу, здоровью, общественной чести и счастью превращается в эвдемоническое стяжание со- кровищ на земле. Проблема в том, что западный менталитет и гуманистическое отношение к идеалу не дают возможность западным писателям верно подойти к изучению внутреннего конфликта Толстого, его религиозных исканий. Так, Д. Олдридж («Л. Толстой», 1978) уверен, что Толстой смотрит на людские дела как на бо- жественную шутку – шутку не христианского бога, а языческих богов, и как будто бы связан с языческими богами-творцами вселенной. Д. Олдридж считает его моралистом и теистом в жизни и гуманистом с аскетическим жизненным идеалом в творчестве, находя в личности Толстого две сущности: в жизни – ложную, в творчестве – истинную, где другой Толстой был всего лишь тенью его настоящей сущности. Таким образом, Толстой являет собой для западных читателей, как написал Д. Голсуорси, «волнующую загадку» [6], ответ которой сокрыт в русской душе. Литература 1. Кожинов, В. Победы и беды России [Электронный ресурс] // Litres: [сайт]. – URL: https://books.google.ru/books?id=W3w5DwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl= u#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 26.11.2019). 2. Вульф, В. Русская точка зрения [Электронный ресурс] // Обыкновенный читатель: Cб. эссе. – URL: https://www.rulit.me/author/vulf-virdzhiniya/vulf-v- obyknovennyj-chitatel-download-free-373216.html (дата обращения: 26.11.2019). 3. Голсуорси, Дж. Силуэты шести писателей [Электронный ресурс] / Дж. Гол- суорси. – URL: http://lib.ru/INPROZ/GOLSUORSI/golsworthy16_4.txt (дата обра- щения: 26.11.2019).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=