МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

179 А. В. Рыжков, факультет математики физики и информатики ТГПУ им. Л. Н. Толстого, IV курс (очная форма обучения) А. Р. Макарова, факультет иностранных языков ТГПУ им. Л. Н. Толстого, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Слобожанин ОБРАЗ Л. Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ: ПАМЯТЬ ИЛИ ШУТКА? Великий писатель, наш земляк Л. Н. Толстой является примером для мно- гих поколений, к его произведениям и посей день приковано огромное внима- ние и интерес, и память о нем всегда была, есть и будет жива. Например, в виде фотографий или картин... Все это осталось для всех нас как кусочек пазла, по которому каждый же- лающий может собрать образ великого писателя и понять: какой был Лев Ни- колаевич, каким его видели его друзья, родные, а также известные художники, увековечившие его на своих холстах, где мы видим Толстого разным: за пись- менным столом, за работой, на прогулке и т. д. Но как видит Льва Николаевича Толстого молодежь XXI века? Часто на улицах мы встречаем людей с изобра- жениями известных писателей, музыкантов и спортсменов на своей одежде, и наш земляк тому не исключение. Именно поэтому перед нами встал ряд во- просов: можно ли преподнести образ этого замечательного писателя через со- временное искусство? Как это может выглядеть? Не будет ли это насмешкой над великим деятелем? И как вообще Толстой относился к изобразительному искусству? Оценил бы он работу современных художников или же раскритиковал? И начать бы хотелось с того, что Л. Н. Толстой много и долго думал над вопросами искусства. Еще в 1889 году он начал работать над статьей, по- священной именно этой теме. Также в то время он посещал выставку картин в Третьяковской галерее, на которой ему особенно понравилась картина Н. А. Ярошенко «Голуби», впоследствии ставшая известной под названием «Всюду жизнь». Первоначальное название данной картины было «Чем люди живы», замысел ее был подсказан мастеру одноименным рассказом Толстого. Из-за решетки арестантского вагона люди смотрят на играющих голубей и находят в этом радость, для них так же ярко светит солнце и живет природа – всюду жизнь. Великий писатель земли русской долго стоял перед этой карти- ной и спрашивал себя, почему она заинтересовала его. В чем сила ее обаяния? Почему она вызывает волнение у него? Толстому захотелось рассказать людям об искусстве, подвести итог своим наблюдениям, высказать свои взгляды. И вот в 1897 году с огромной страстностью и подъемом он пишет статью об искусстве. Она настолько его захватывает, что он постоянно думает только о ней.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=