МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

177 события и вместе с тем вслух высказал одну из формальных фраз: «Да что у не- го, собственно, было?», «Что, у него было состояние?» [5, с. 55]. Смерть в их понимании это что-то « неприятное » и « неприличное », нарушающее установ- ленный ход событий. Ряд деталей подкрепляют это ощущение. Так, Петру Ива- новичу приходится изменить привычному распорядку дня и вместо отдыха от- правится на панихиду. В квартире Ивана Ильича бывший сослуживец испыты- вает постоянный дискомфорт, путаясь, когда нужно кланяться, а когда – кре- ститься. К окружающему пространству он также не может приспособиться, ве- дя бесконечную «борьбу с пуфом». Каждый из близких тайно испытывает ра- дость, что умер не он, а соответственно, не он выставил себя в дурном, «неко- мильфотном» виде. Толстой подчеркивает, что профессия судьи противоестественна для чело- века. В начале карьеры Ивану Ильичу самому были мерзки свои поступки, но со временем он заглушил в себе это, поддался разрушительным чувствам гор- дыни, превосходства, осознал себя «могущим раздавить» другого человека. Одним из главных пороков Ивана Ильича было то, что он признавал свой долг перед высокопоставленными людьми, но не перед Богом. А. К. Гладышев отмечает: «С одобрения вышестоящих лиц в высшем обществе устанавлива- лись границы морали <...> При соблюдении необходимой формы дурной по- ступок мог не попадать в реестр безнравственного поведения. Однако весь этот регламентированный обман рассыпается в прах, оказывается не тем перед су- дом наивысшей инстанции, перед смертью» [1, с. 58]. Весь жизненный путь героя – это путь к смерти. Описывая судьбу Ивана Ильича, Толстой, с точки зрения всеведущего повествователя, уже заранее зна- ет неизбежность печального финала, акцентируя внимание на небольшой дета- ли, элементе костюма. Окончив курс Правоведения, герой заказывает себе ме- дальку с надписью «respice finem», что означает «предвидь конец». Ряд исследователей (С. А. Месистова, Н. И. Хагурова) подчеркивают важ- ность духовного опыта смерти для Толстого. На уровне композиции это про- является в том, что описанию жизни Ивана Ильича посвящены лишь две главы из двенадцати. Основной объем повествования занимает описание болезни и смерти. Художественное время то ускоряется (например, главы II–III описы- вают 45 лет жизни), то замедляется (глава X посвящена двум неделям, в период которых герой отстраняется от окружающих, замыкаясь в максимально ограни- ченном пространстве). Через опыт смерти герой осознает греховность прежней жизни, переходит в новое состояние. Анализируя главу II, можно заметить нарочитое использование глагола «быть» в форме прошедшего времени («Он был сын чиновника», «Таков был тайный советник <...>», «В Правоведении он был тем, чем он был впоследствии всю жизнь<...>» [5, с. 62–63] и т. д.). Данное синтаксическое средство отделяет прошлое героя от его нового самоощущения. Физическая боль сделала жизнь Ивана Ильича осмысленной, он стал чувствовать каждый момент, замечать окружающие его предметы. В то же время

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=