МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

174 посредники, т.е. служители церкви. Утверждается природное равенство людей, каждый человек от рождения представляет собой прообраз гармонии, правды, красоты и добра. 4) В самосовершенствовании заключается смысл жизни. 5) «Главное зло на Земле – смерть и насилие: необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем» [10]. Ядро толстовской концепции бытия – идея движения. Человек не может быть определен, по мнению Л. Н. Толстого, однозначно как добрый или злой, добрый или умный и т. п., так как в нем заключены все возможности. В этом заключается величие человека. Идея движения проникает во все духовные от- крытия и желания писателя. Так, размышляя о смысле человеческой жизни, он замечает: «Вся мудрость мира в том, чтобы перенести свою жизнь из формы в содержимое и не направлять свои силы на сохранение формы, а на то, чтобы течь» [13]. Только благодаря движению человек обретает свободу и открывает истину. Эта идея стала для него движущей уже с юности. В 1857 г. он провоз- гласил для себя: «Истина в движении – только. Если есть движение, то человек уже никогда не превратиться в умирающую личность, а напротив, ощутит в се- бе свою вечно растущую душу» [15]. Душа человека бессмертна, она может удовлетвориться только бесконечным. Становление человека человеком осу- ществляется, когда он осознает «свою конечность в бесконечной цели жизни. Движение это познание мира другого человека, неповторимого, «эгоистичного в отдельной жизни» [15]. Благодаря этому человек приобщается к родовой сущности человечества. Жизнь всегда тайна, загадкой является и человек. Об- щечеловеческие ценности никогда не подвергались сомнению, но в чем же эти общечеловеческие ценности? Толстой говорил «нет» тому, что пробуждало в человеке эгоистические страсти, желание властвовать друг над другом, без- удержное стремление к обогащению, тягу к мещанской ограниченности, само- успокоенности и самодовольству. Он ненавидел пустую фразу, праздность мышления, прикрывающих бездуховность, безнравственность, тупоумие. У че- ловека есть свобода, в которой кроется выбор между добром и злом, в этом го- ризонты истинной цивилизации. Жизненный и творческий подвиг Толстого в поиске истины, но недостаточно жизни отдельного человека для разрешения великих вопросов бытия и обнаружения пути, ведущего ко всеобщему братству и единению. Но не около Христа, а около истины, которая прежде всех веков, имеет право судить. Литература 1. Анненкова, Е. И. Этика религии и этика жизни в творчестве Гоголя и позднего Толстого / Е. И. Анненкова. – Тула: Тул. гос. пед. ин-т им. Л. Н. Толс- того, 1992. 2. Билинкис, Я. С. О творчестве Л. Н. Толстого / Я. С. Билинкис. – Л., 1959. 3. Виноградов, И. По живому следу: Духовные искания русских писателей / И. Виноградов. – М., 1987.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=