МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

173 ных на его языке) и стихийных сил. Человек – частица мира – несет в себе его сложность и многомерность, но в отличие от природы он существо духовное, а потому способное не только разобраться в окружающем, но и благодаря разу- му и культуре чувства перестроить свои отношения с действительностью на ос- нове любви ко всему, что представляется ему истинной жизнью» [15]. Единение человека с миром, уважительное, бережное отношение к нему глубоко нравственно. Это также важно и актуально для современного поколе- ния. Дистанцирование человека от природы приводит к тому, что он считает себя главным над ней. Это привело к тому, что человек остался с Вселенной один на один. В итоге само существование человека стало проблематичным. Толстой обращался к людям с призывом остановиться, прислушаться к голосу разума, услышать планету, оценить ее возможности и соотнести их с потреб- ностями. Он считал, что достичь гармонии между миром и человеком возмож- но. «Путей, ведущих к торжеству жизни, столько же, сколько радиусов в круге, но все они ведут к одному центру – идее невозможности внешнего переуст- ройства без коренных изменений в жизненной позиции отдельной личности. Уровень нравственного сознания и самосознания – вот что истинно свидетель- ствует о степени зрелости социальной системы» [11]. «Общество, где человек превращен в средство достижения целей, где материальное потребительство поглощает духовную сущность личности, где люди не обладают должной куль- турой общения, – такое общество, обрекает себя на неизбежную гибель» [15], – так считал Л. Н. Толстой. Человек находился в центре духовных исканий Л. Н. Толстого. Он повер- нул весь опыт человечества лицом к человеку. Разные периоды жизни челове- ка – детство, юность, зрелые годы, старость, смерть – получили глубокое осмысление в произведениях писателя. В каждом периоде своя диалектика ду- ховного и телесного, общечеловеческого, конкретно-исторического и индиви- дуально-неповторимого, свободы и необходимости, вечного и сиюминутного; своя логика переворотов, духовных падений и взлетов. Основной путь к счастью «в нравственном самоусовершенствовании и в непротивлении злу насилием» [9]. Зло не уничтожит насилие, поэтому борьба с насилием это воздержание от него. Нравственными ориентирами вы- ступают семейные ценности, отказ от мести, клят и присяг, видеть во всех лю- дях братьев и во враге находить доброе. Учение Толстого и его последователи получило название – «толстовство». В самом толстовстве мы можем выделить религиозно-философское ядро учения, суть которого в следующих положениях: 1) «Многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и от- брошены, как и пышный церемониал, культы, иерархия» [14]. Так Толстой от- рицал божественную природу Иисуса Христа, отрицал его Воскресение; пере- вел текст Евангелия во многих местах по другому, на основе своих познаний в языке, чтобы оставить в Евангелии суть возвещенного миру учения Христа. 2) «Религия должна стать простой и доступной для народа» [14]. 3) «Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть» [14]. Учение Иисуса Христа имеет нравственное значение. В общении с Богом человеку не нужны

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=