МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

172 П. В. Лебедев, факультет естественных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова ЭТИЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО О духовных исканиях Л. Н. Толстого сказано достаточно много, но что представляла собой его концепция жизни, что лежит в основе единства мысли- теля и художника, что придает целостность его произведениям, служит целью его духовных исканий? Что формирует его неповторимость и творческую ин- дивидуальность. Духовная жизнь и поиски мыслителя не были однородны и одинаковы на протяжении всего времени. Он прошел через различные этапы, в том числе нигилизм, испытал умоперемену. На рубеже 70–80-х гг. XIX века, пытаясь выйти из кризиса, Толстой обра- щается к религиозным первоисточникам и к современным концепциям Христа и сущности христианского учения. О напряженности чтения свидетельствует яснополянская библиотека, читает Аввакума и иеромонаха Антония, Шопен- гауэра и Канта. Среди важных проблем – проблема жизни и смерти, вопросы сущности добра и сострадания, вины и сомнения, нравственного совершенство- вания. Мощным ядром убеждений мыслителя, вокруг которого вращались все его сомнения, колебания, противоречия, выступала – концепция жизни, смерти и бессмертия . Данная концепция является центром сильнейшего напряжения, идеи жизни и смерти оказывали влияние на чувства, мысли, образное видение, понимание мира, человека у Л. Н. Толстого. Жизнь и смерть – это «две формы бытия, крепко связанные процессом извечного движения мира и человека от простого к сложному и наоборот» [15]. Между жизнью и смертью идет борьба, они диалектически связаны. Если в начале формирования концепции по мысли Толстого жизнь и смерть равновеликие, необходимые, целесообразные, то в дальнейшем жизнь превалирует над смертью. «Обрести смысл жизни, неуни- чтожимый смертью, смысл вполне реальный, – вот что смело можно назвать собственно толстовским «личностным» элементом» [15]. Путь спасения Л. Н. Толстой видел «в философии, которая могла бы, с од- ной стороны, быть всеединой, универсальной, приемлемой для каждого, с дру- гой – не разрушала бы в человеке индивидуального, неповторимого» [15]. Ито- гом долгого и мучительного процесса складывания философских воззрений мыслителя стал трактат «О жизни», носящий обобщающий характер. Изна- чально планировалось название «О жизни и смерти», но впоследствии Толстой зачеркнул последнее слово, так как, по его мнению, смерти у истинной жизни нет – есть бессмертие. Все должно выдержать испытание на жизнеспособность. Писатель воспринимает и оценивает мир и человека в нем с позиций сущего и должного. «Мир виделся ему как единство и борьба целесообразных (разум-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=