МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

170 Болконский и Пьер Безухов. Самое главное в жизни – это сам процесс жизни. Надо успеть в этой жизни всем насладиться. С таким эпикуристическим наст- роением живет Толстой в этот период своей творческой биографии. Увлеченный идеями Ж.-Ж. Руссо, которого до конца своей жизни боготво- рил, нося на груди медальон с его портретом, об естественных и неизменных формах жизни, о бесчестности цивилизации, Толстой отправляется на Кавказ. Живя в горной станице, он изучал нравы людей, живущих природной жизнью и природными законами, сам искренне хотел увлечься прелестями естественной жизни горцев. Этот период своей жизни Толстой отразил в повести «Казаки» – произведении, в котором четко и ясно отражена философия молодого Толстого. В зрелом творчестве нарастают драматические и пессимистические ноты. Толстой словно бы раздавлен пониманием того, какое зло зреет и разрушает все вокруг. Духовное изменение совершается не в одночасье, в течение нескольких лет накапливалось в душе то, во что позже вылилось в толстовское «не могу молчать», в душевную революцию. Результатом этих душевных терзаний стало полная деполяризация мировоззрения. Толстой осознал, что работал не для того, проповедовал не то, что вообще делал бессмысленное дело – писал книги. Он задал себе вопрос: зачем? Пред- ставление о бессмысленности всего возникло в связи с мыслью о бренности жизни и смерти. В свете этих мыслей жизнь показалась злой шуткой, уничто- жился сам смысл земных радостей. О смерти говорится в «Детстве» (в детстве он пережил это острое чувство, потеряв отца), в «Севастопольских расска- зах», в «Войне и мире». Философ жизни, каким был Толстой, стал философом смерти. Мастерски автор описывает картины агонии, страха человека перед смертью. Всё это с удивительными подробностями описано в его рассказе «Смерть Ивана Ильича». Ужас перед неизбежным принес положительные знания: он всегда разви- вает сознание, побуждает к поиску и к по-настоящему важным делам, ведь че- ловек не хочет исчезать бесследно. Всё это заставляет серьезно задуматься о смысле бытия. Толстой знакомится с русским философом Николаем Фёдоро- вичем Федоровым, который размышляет о продлении жизни, о бессмертии, и жадно читает его. Внутреннее состояние писателя находит отражение уже в переживаниях персонажа «Анны Карениной», толстовского альтер-эго, Конс- тантина Левина: «…невольно, бессознательно для себя, он теперь во всякой книге, во всяком разговоре, во всяком человеке искал отношения к этим вопро- сам и разрешения их… Мысли эти томили и мучали его то слабее, то сильнее, но никогда не покидали его. Он читал и думал, и чем больше он читал и думал, тем дальше чувствовал себя от преследуемой им цели» [5]. Все же Лев Николаевич находит путь, который помог преодолеть его ду- шевные терзания. В этом ему помогли простые люди, которые, находясь в тя- желейших условиях существования, продолжали спокойно жить и делать своё дело. В этом им помогала христианская вера. «Если человек живет, он во что- нибудь да верует» [5], – пишет Толстой. Простые люди дали Толстому выход: люди живут, не думают о смерти и спокойно уходят в иной мир, потому что ве-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=