МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

167 перемена взгляда на предметы, лица и свое отношение к ним стала еще ощу- тительнее» [116]. Заметно увеличение объема предложения посредством использования од- нородных придаточных конструкции. Описательные обороты усложняются за счет однородного ряда слов из разных семантических групп: «Папа, который в Москве почти совсем не занимался нами и с вечно озабоченным лицом только к обеду приходил к нам , в черном сюртуке или фраке , – вместе с своими боль- шими выпущенными воротничками рубашки, халатом, старостами, приказ- чиками, прогулками на гумно и охотой , много потерял в моих глазах» [116]. В повести «Юность» в главе «Экзамен математики» повзрослевший Нико- ленька характеризует Семенова, сдающего вместе с ним экзамены, указывая на отдельные черты внешности, привлекающие его внимание, посредством ис- пользования прилагательных в роли составных именных сказуемых: «Это был высокий худощавый брюнет , весьма бледный , с подвязанной черным галсту- ком щекой и покрытым прыщами лбом . Руки у него были худые, красные , с чрезвычайно длинными пальцами …Все это мне казалось прекрасным и та- ким , каким должно быть у первого гимназиста » [201]. Усиление признака достигается за счет наречия « чрезвычайно » и придаточной конструкции с со- юзным средством местоименного типа. Итак, рассмотренные примеры отражают изменяющуюся в зависимости от возраста речевую манеру героя-повествователя. Использование различных лек- сических и синтаксических средств языка свидетельствует о развитии внутрен- него мира Николеньки Иртеньева. Его речь – это зеркало, в котором отразились внутренние переживания. Литература 1. Толстой, Л. Н. Детство. Отрочество. Юность / Л. Н. Толстой. – М.: Дет. лит., 1989.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=