МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

166 зурка» на смену эмоциональному подъему приходит резкий спад, выражаю- щийся в употреблении повторяющегося определительного местоимения, форм глагола «презирать», восклицания: « Все презирают меня и всегда будут пре- зирать … все пропало!» [79] . Усиление эмоционального напряжения достигает- ся за счет повторения риторических вопросов, начинающихся наречием: « За- чем Володя делал мне знаки, которые все видели и которые не могли помочь мне? зачем эта противная княжна так посмотрела на мои ноги? зачем Со- нечка…она милочка; но зачем она улыбнулась в это время? зачем папа покрас- нел и схватил меня за руку?...О, это ужасно!» [79]. В повести «Отрочество» в главе «Ключик» эмоциональное потрясение от совершенных «преступлений» заставляют героя перейти от внутреннего моно- лога к внешнему: «Жалоба Мими, единица и ключик!», «Что со мной будет? А-а-ах! что я наделал?! – говорил я вслух» [138]. Реплика, произнесенная вслух, отличается употреблением междометия, восклицательно-вопросительных кон- струкций от внутренней реплики, построенной по типу назывного, восклица- тельного предложения. В повести «Отрочество» в главе «Весна» описание Николенькой « чрезвы- чайно сильного и приятного чувства » знакомства с новым этапом жизни созда- ется с помощью употребления олицетворения и эпитетов, параллелизма по- строения придаточных конструкций: «… пахучий сырой воздух и радостное солнце говорили мне внятно, ясно о чем-то новом и прекрасном, которое, хо- тя я не могу передать так, как оно сказывалось мне, я постараюсь передать так, как я воспринимал его…» [180]. С помощью различных лексических и синтаксических средств создаются портреты героев трилогии. При описании внешности родных внимание повест- вователя обращено на отдельные детали их портретов. В повести «Детство» в главе «Maman», вспоминая образ матушки, повествователь, называет деталь портрета, распространяя ее определением или дополнением, глагол «представ- ляются» совместно с частицей «только» усиливает ретроспективный способ создания портрета: «Когда я стараюсь вспомнить матушку…, мне представ- ляются только ее карие глаза …, родинка на шее …, шитый белый воротни- чок , нежная сухая рука …но общее выражение от меня ускользает» [12]. Характеризуя Любочку, Николенька называет ее «сестрица», используя суффикс - иц в уменьшительно-ласкательном значении: «перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка и розовенькими… пальчиками … разыгрывала этюды…; она ходила в коротеньком холстинковом платьице , в беленьких…панталочиках и октавы могла брать только arpeggio» [12] . Уменьшительно-ласкательные суффиксы - еньк, -ик в определениях-эпитетах, отражают субъективную оценку повествователя: создают образ игривой, ма- ленькой девочки, к которой герой относится с большим трепетом. В повести «Отрочество» в главе «В Москве» заметны изменения в ис- пользовании средств создания портретных характеристик родных. Это обу- словлено внутренними переменами в сознании Николеньки после смерти матушки и как следствие наступления этапа взросления: «С приездом в Москву

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=