МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

165 С. Н. Ларшина, факультет русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л. Н. Толстого, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Романов РЕЧЕВАЯ МАНЕРА ГЕРОЯ-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ ТРИЛОГИИ «ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ» Л. Н. ТОЛСТОГО Автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» – произведение хрестоматийное, детально изученное многими фило- логами, но всё еще привлекающее внимание читателей и исследователей, по- скольку в тексте можно найти детали, требующие отдельного рассмотрения. В центре внимания автора находится внутренний мир ребенка, его пере- живания, мечты, изменяющиеся со временем. Проследить эту перемену можно посредством анализа речевой манеры героя-повествователя. На протяжении всего текста трилогии рассказ о жизни Николеньки ведется от первого лица: «я получил», «я думал», «я притворился», «я согласился» и др . Повторяющееся местоимение придает повествованию черты субъективизма. Герой критически относится к собственным поступкам, мыслям, но глубина самоанализа меняется в зависимости от возраста Николеньки. Обратимся к эпизоду из повести «Детство»: «…мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча и нахо- дить противными его халат, шапочку, и кисточку ; теперь напротив, все это казалось мне чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным дока- зательством его доброты» [6]. Мы видим, что в пределах одной синтаксиче- ской единицы повествователь осуществляет динамичный переход от конструк- ций с негативной семантикой к конструкциям с положительной коннотацией, используя бессоюзие и вводную конструкцию, выделение детали образа. В главе «Мечты» из повести «Отрочество» во внутреннем монологе героя, размышляющего о наказании, приготовленном ему за проделки, мы отмечаем градацию как на уровне лексики, так и на уровне синтаксиса. Герой создает в воображении причудливые образы, созданные расположенными по восходя- щей ступени метафорами, первая из которых осложнена эпитетом и сравнени- ем: «… что-то тяжелое, как камень, лежало на сердце», «я входил в безвы- ходный лабиринт неизвестности » [143]. Повторяющийся союз «то» полифункционален. Разделительный союз, употребленный в начале нескольких абзацев, необходим для перечисления меч- таний Николеньки и в то же время для усиления эмоционально-экспрессивной стороны повествования: « То мне, приходит в голову, что должна существо- вать какая-нибудь неизвестная причина общей нелюбви ко мне…», « То я вооб- ражаю себя уже на свободе…», « То мне приходила мысль о боге…» [144]. В каждой повести трилогии можно выделить эпизоды, связанные с острым переживанием героя окружающей действительности. В «Детстве» в главе «Ма-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=