МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

163 казский пленник» большой для полного прочтения на начальном этапе, поэтому необходимо взять адаптированный яркий эпизод (например, из главы шестой) для полного прочтения вслух, соблюдая все интонационные особенности текс- та, перечитывая фрагменты диалога героев. Построить беседу по содержанию по принципу полилога. Выбрать незнакомые слова «колодка», «шест», «ле- пёшка», то есть чтение должно быть подготовленное. На базовом уровне адаптированный текст рассказа можно читать с охватом полного содержания, определить его тему, главную информацию: размышления о нравственных проблемах. Преподаватель может организовать диалог, исполь- зуя доступные вопросы: 1. Жилин и Костылин друзья? 2. Где и когда происходит действие? 3. Как ведут себя герои в плену? 4. С кем дружит Жилин? В ходе беседы показать студентам роль антонимов в рассказе: день –ночь, восход – закат, всходить – заходить. Предложить им выяснить, к какой тематиче- ской группе относятся эти слова и дополнить этот ряд из главы 5 (горы, солнце, долина, лес, трава, речка, месяц). Послетекстовое задание будет включать вопро- сы: «Почему Жилин знакомится с местностью? Как он выбирает дорогу?». Чтение художественных текстов на занятиях РКИ – это реальное общение. Читая текст, обучаемые попадают в речевую ситуацию, которая может быть и в реальной жизни. На базовом уровне изучения РКИ обучаемые смогут уже интерпретировать прочитанное, определить авторскую позицию, замысел писателя – рассказать историческое прошлое России доступным языком. Обратить внимание на мор- фологические нормы: использование глаголов –сказуемых «служил», «при- шло», «приезжай», «выехал», «остановился», зачастую начинающих предложе- ние. Какова их роль? Предложить студентам выбрать глаголы движения (идти, бежать, вести, приехать) и создать речевую ситуацию с использованием этих форм глаголов. Работая над текстом, традиционно по трём правилам: предтекстовый, при- текстовый и послетекстовый, познакомить иностранцев с тем периодом био- графии писателя, который позволит им понять мотивы создания рассказа «Кав- казский пленник». А читая произведение, студенты узнают ряд незнакомых слов, которые пополнят их словарный запас, будут учиться высказывать своё мнение в устной и письменной речи. «Кавказский пленник» – это произведение, к которому можно обращаться на любом этапе изучения русского языка: интересно содержание, поставлена вечная проблема – бессмысленная вражда между народами. Один из главных аспектов текста – это характеристика поведения Жилина, этика героя во взаи- моотношениях с местными жителями. Прост язык, нет больших описаний, а картины природы представлены лаконично. Внимания требуют слова-просто- речия. Анализируя текст, рассмотреть синтаксические единицы: повествова- тельным предложениям автор отдаёт предпочтение, есть предложения с обра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=