МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

162 М. В. Астафурова, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, магистратура, I курс (очная форма обучения) (г. Ростов-на-Дону) Научный руководитель – О. Б. Иванов ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник») Интерес к творчеству Л. Н. Толстого не имеет границ. Его издают во мно- гих странах мира, а последняя экранизация романа «Анна Каренина» и её попу- лярность – это пример, что подобная семейная трагедия могла случиться в лю- бой точке земного шара. Читателя и зрителя привлекают вечные проблемы: се- мья, взаимоотношения между людьми, национальные вопросы, война и мир, добро и зло. Безусловно, Л. Н. Толстой оказал влияние не только на русскую литературу, но и зарубежную: для англичан – это непревзойдённый создатель «масштабных эпических полотен, умевший сводить множественные сюжетные линии в единое полифоническое полотно» [5]. Язык – это носитель культуры. Изучать русский язык без опоры на рус- скую культуру и литературу нельзя. Это возможность – познакомить иностран- цев с творчеством русских классиков, где в первом ряду должно быть имя Л. Н. Толстого. Подбирая тексты, конечно, нужно учитывать их информа- тивность и проблемность, что позволит организовать дискуссию. Классик со- здал ни одно произведение, в котором сюжет становится предметом острых раздумий о жизни, поисков смысла жизни. Толстой убеждён, что самое пре- красное в человеке – это любовь к людям, дающая возможность жить полно- ценной жизнью. Поэтому он и создал произведения для детей, которые учат ви- деть добро и зло, смелость и трусость, любовь и ненависть. Думаю, что иност- ранному читателю будет интересно знакомство с произведениями Л. Н. Толсто- го для детей. «Кавказский пленник» – тоже своего рода «Война и мир», только для де- тей. И здесь как в романе-эпопее есть вражда людей, которая рушит мир, свя- зывающий их воедино. Есть утверждение, что нравственные нормы, присущие простым людям разных национальностей, не только сближают их, но и выяв- ляют доброе начало. И напротив, зло вражда, эгоизм по сути своей антинарод- ны и античеловечны. Здесь нет сложной психологии: герой рассказа борется за своё освобождение из плена. Как всегда, «сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину – хорошему человеку…» [4. с. 323]. Один из видов речевой деятельности на занятиях РКИ – чтение, который необходим уже на начальном этапе. Рассказы для детей Л. Н. Толстого будут интересны и доступны для восприятия даже на начальном этапе. Рассказ «Кав-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=