МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

158 В рассматриваемых рассказах мы находим небольшое количество сос- тавных глагольных сказуемых, вспомогательный глагол которых имеет различ- ные значения. Например, в рассказе «Лев и мышь» в составных глагольных сказуемых «обещает сделать», «могла сделать», используется вспомогательный глагол с модальным значением, а в сказуемом «стала просить» – с фазисным значени- ем. В произведении «Два товарища» находим составное глагольное сказуемое «бросился бежать», вспомогательный глагол в котором имеет значение активи- зации вспомогательного действия, в сказуемом «перестал дышать» – фазисное значение. В рассказе «Как меня в лесу застала гроза» Л. Н. Толстой использует лишь одно составное глагольное сказуемое «хотел идти» с модальным значени- ем вспомогательного глагола. Также и в произведениях «Воробей и ласточки» и «Лгун» мы находим лишь по одному примеру данного типа сказуемого «ста- ли кружиться», «стал кричать», вспомогательный глагол в которых имеет фа- зисное значение [3, с. 48–69]. В рассматриваемых нами произведениях представлено небольшое количе- ство составных глагольных сказуемых. В основном это сказуемые, вспомога- тельный глагол которых имеет модальное значение, что свидетельствует о же- лании или возможности героев совершить то или иное действие, и сказуемое, вспомогательный элемент которых имеет фазисное значение, обозначающее начало или конец действия. Составное именное сказуемое используется автором лишь в двух расска- зах. В произведении «Как меня в лесу застала гроза» находим составные имен- ные сказуемые «было больно» и «было мокрое», в которых представлена не- знаменательная связка быть в прошедшем времени. В рассказе «Воробей и ла- сточки» автор употребляет такие составные именные сказуемые, как «осталось пустое», «были в отлучке», «становилось теснее». В данных примерах исполь- зуется незнаменательная связка быть в прошедшем времени и полузнамена- тельные специализированные связки становиться и остаться. Рассмотрев и проанализировав рассказы Л. Н. Толстого «Лев и мышь», «Как меня в лесу застала гроза», «Воробей и ласточки», «Два товарища», «Лгун» мы приходим к выводу, что автор использует в своих произведениях такие типы сказуемых, как простое глагольное неосложненное, составное гла- гольное и составное именное. Отметим, что наиболее часто встречающимся ви- дом является простое глагольное неосложненное сказуемое, благодаря чему текст становится более легким для детского восприятия. Литература 1. Бабайцева, В. В. Современный русский литературный язык / В. В. Бабай- цева. – М.: Высш. школа, 1999. 2. Валгина, Н. С. Современный русский язык: Синтаксис: Учеб. / Н. С. Вал- гина. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. школа, 2003. 3. Толстой, Л. Н. Рассказы и сказки для детей / Л. Н. Толстой. – М.: Эксмо- детство, 2015.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=