МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

157 Т. В. Юртаева, филологический факультет ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», IV курс (очная форма обучения) (г. Коломна) Научный руководитель – М. В. Панкратова ТИПЫ СКАЗУЕМЫХ В ДЕТСКИХ РАССКАЗАХ Л. Н. ТОЛСТОГО (на примере рассказов «Лев и мышь», «Как меня в лесу застала гроза», «Воробей и ласточки», «Два товарища», «Лгун») Изучение членов предложения началось еще в конце XIX в. в «Практи- ческой русской грамматике» Н. Греча (1827 г.) «установилось представление о главных и второстепенных членах предложения, об их соотношении». Про- должили данное научное исследование такие выдающиеся лингвисты, как Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня, А. М. Пешковский. Анализ литературы по теме исследования показал, что в научной грамма- тике отсутствует единое определение сказуемого как главного члена предложе- ния. По определению В. В. Бабайцевой, сказуемое – это «главный член предло- жения, который обозначает действие и признак предмета речи (мысли) в мо- дально-временном плане и структурно подчинён подлежащему в двусоставном предложении» [1, с. 37]. Типология сказуемого также является дискуссионной темой для исследо- вания. Мы будет придерживаться традиционной классификации основных ти- пов сказуемого: простое глагольное сказуемое, составное сказуемое (глаголь- ное или именное), сложное сказуемое [2, с. 45]. В соответствии с вышесказанным, проанализируем типы сказуемых на примере рассказов Л. Н. Толстого. Во всех рассматриваемых нами произведениях наиболее часто встречают- ся простые глагольные неосложненные сказуемые, выраженные спрягаемой формой полнознаменательного глагола. Например: пробежала, засмеялся, перестал, влез, смотрел, прыгнул, суну- лась и т. д. [3]. В рассказе «Воробей и ласточки» автор использует данные сказуемые 37 раз, что составляет 88 % от числа всех используемых сказуемых в данном произведении. Все найденные нами простые глагольные неосложненные ска- зуемые по семантике обозначают действия активного деятеля. На мой взгляд, Л. Н. Толстой делает это по двум причинам. Во-первых, чтобы дети могли наиболее точно представить ловкость изоб- ражаемых птиц, их быстроту и активность. Особенно это касается воробья: «В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся , взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул от- туда свою головку и зачирикал » [3, с. 47]. Во-вторых, чтобы текст был более прост для восприятия, так как он пред- назначен для детского возраста.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=