МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

155 щих, выражают характерные звуки, принадлежащие именно данному персона- жу. Тем самым они становятся одним из средств раскрытия особенностей внут- ренних переживаний героя. Звукоподражания используются Л. Н. Толстым для передачи грустного или весёлого настроения героев, их мировосприятия. Так, Петя Ростов, герой романа «Война и мир», наконец-то попавший на войну, ощущает всё вокруг се- бя как-то особенно радостно, даже простые шумы ассоциируются в его созна- нии с чем-то необыкновенным. Звуки натачивания сабли воспринимаются Пе- тей в его дремотном состоянии особенно: они кажутся ему оркестром, исполняю- щим торжественную музыку. Пете даже почудилось, что он находится в каком-то «волшебном царстве»: « Ожиг, жиг, ожиг, жиг … – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно сладкий гимн… С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг …свистела сабля…» [3, c. 212]. Во всем романе «Война и мир» слова данной категории играют значитель- ную роль не только в качестве изобразительного средства, но и в качестве отображения внутреннего состояния персонажей. Так, в сцене объяснения с Элен негодование, сдерживаемое бешенство Пьера выражено при помощи междометия «гм», способного передать различные человеческие эмоции: « Гм… гм…, – мычал Пьер, морщась, не глядя на неё и не шевелясь ни одним членом», «Не говорите со мной… умоляю, – хрипло прошептал Пьер» [4, c. 278]. Самые интересные и разнообразные междометия и звукоподражательные слова можно найти в романе «Война и мир» при описании страданий раненных на войне людей, их стоны, вопли, плач, крики: «Доктор в очках что-то резал в его коричневой, мускулистой спине. Ух, ух, ух !.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг поднял кверху своё лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дёр- гаться и визжать пронзительно-звенящим, протяжным визгом». Здесь междоме- тие «ух», призванное передать стон страдающего человека, сочетается с по- дробным пантомимическим воспроизведением его болевых ощущений, с опи- санием других криков этого же лица («начинал…визжать пронзительно- звенящим, протяжным визгом»). Таким образом, междометие «ух» входит со- ставным элементом в подробно разработанную автором натуралистическую картину ужасов войны. Почти такое же значение имеет и междометие о!, оооо !, которое выражает одновременно физическое и душевное страдание раненого Анатоля Курагина, осознавшего, что он вдруг превратился в калеку: «Покажите мне… Оооо! о! ооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон… Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу». В данном фрагменте через звукоподражательное воспроизведение рыданий несчастного Анатоля писатель ещё раз подчёркивает, что война – это «мясорубка, не щадящая никого». Читателям жаль искалечен- ных войной людей, жаль и Анатоля Курагина. Но Толстой всё-таки даже в этой сцене выражает своё негативное отношение к этому герою: после душеразди- рающих криков Анатоля, обозначенных междометием «оооо!» и глаголом «за- рыдал», дано сравнение «как женщина», раскрывающее и его характер, и ав- торское отношение к нему: « О! оооо! – зарыдал он, как женщина» [5, c. 99].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=