МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

154 Е. Н. Цветкова, филологический факультет ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», IV курс (очная форма обучения) (г. Коломна) Научный руководитель – М. В. Панкратова МИР ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО НА ПРИМЕРЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕЖДОМЕТИЙ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ Л. Н. Толстой является мастером слова. В его многочисленных произведе- ниях достаточно полно раскрывается как старый, литературно-книжный язык, богатый архаизмами, историзмами, внедрением иностранных слов в русскую речь (в первую очередь французского), так и язык разговорный, даже просто- речный [1, c. 15]. Именно последний отражает стиль устной народной словес- ности крестьян XIX века. Этот яркий, колоритный язык часто отличался такими частями речи, как междометие и звукоподражание. Актуальность выбранной темы заключается в том, что междометие и зву- коподражание на сегодняшний день являются самым малоизученным грамма- тическим классом, который не получил достаточно полного рассмотрения. Од- нако их нередко можно встретить на страницах произведений классической русской литературы, в особенности у Л. Н. Толстого. Многие из них изучаются в школе на уроках литературы. Такие выдающиеся лингвисты, как Д. Э. Розенталь, С. И. Ожегов, Д. Н. Уша- ков изучали междометия и звукоподражания. Все исследователи относят меж- дометие к неизменяемым частям речи, выражающим различные чувства и по- буждения, а звукоподражания рассматривают как слова, лишь передающие определенные звуки природы, животных или окружающей среды [2, c. 240]. В языке Л. Н. Толстого звукоподражательные слова и междометия играют значительную роль и их художественные функции довольно сложные. Автор широко вводит эти слова и в авторский язык. Кроме этого, в произведениях пи- сателя данная категория слов входит в язык персонажей для выражения внут- реннего состояния героев, как подобие звуковых жестов, сопровождающих эмоциональное состояние. Л. Н. Толстой использует междометия в качестве указания на звук голоса, на мимические движения говорящего, сопровождаю- щие речь, которые часто отражают какое-то трагическое мировосприятие чело- века, а люди, воспринимающие такую речь, переживают «смешанное чувство сожаления, страха и грусти». Именно такие эмоции возникают у детей, слуша- ющих бессвязную, странную, состоящую практически из одних междометий речь юродивого Гриши: « Ага! Попались! – закричал он … подошёл к столу и начал дуть под клеёнку и крестить её. – О-ох жалко! О-ох больно! .. сердеч- ные…улетят», – заговорил он потом дрожащим от слёз голосом. Во время обе- да его бессвязные речи продолжаются: « Жалко! .. улетела… ох , на могиле ка- мень!..» [6, c. 141]. Авторские указания превращают эти междометия в особо важные и ценные, так как они, оказывая сильнейшее воздействие на окружаю-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=