МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

147 В сказке «Ёж и заяц» персонажи раскрываются посредством диалога, об- ращающего нас к «внешней форме» изображения психологизма. При этом в ря- де сказок при повествовании происходит раскрытие персонажей за счёт «внут- ренних форм» психологизма («Царский сын и его товарищи» – исповедь героя; «Мужик и огурцы» – размышления мужика; «Два брата» – послание и путевые заметки; «Как мальчик рассказывал…» – образ сна). Перечисленные примеры демонстрируют внутреннее движение в сказках. Перед нами раскрывается творчество писателя, которого привыкли видеть как эпика, но который при этом, реализуя в своих произведениях определённый набор функций, приемов, превращается в писателя-психолога. «Множественность отражения», то есть наличие разных точек соприкос- новения с одним персонажем, делает результат изображения многогранным и объективным. На этом этапе раскрывается такая особенность психологизма, как художественная деталь. Это и внешние детали (мир вещей, портрет, пей- заж – косвенные формы психологизма, например, в сказках «Лозина», «Чере- муха»), портретные детали («прямой» психологизм), которые играют на созда- ние внешней и внутренней психологической характеристике отдельного героя. Другая особенность, выделяющая сказки Л. Н. Толстого, – это «деталь- впечатление» – художественный прием, когда случайные штрихи в значимых сценах становятся частью внутреннего мира героя, который самостоятельно приближается к пониманию своего психологического состояния. Например, в сказке «Охота пуще неволи» подобным мотивом является «след», который неустанно преследует главного героя, если в начале это след на снегу («Мед- вежий след издалека был виден. Видно было, как шёл медведь, …как вывора- чивал снег» [1, с. 125]), то в конце сказки после убийства животного след пере- мещается на лицо мужчины, как напоминает о том, что произошло в лесу («Ра- ны у меня на лбу зажили, так что только чуть-чуть видно, где они были. След остался» [1, с. 138]). Нельзя не обратить внимание в психологическом анализе художественного текста на организацию Л. Н. Толстым художественного времени. В сказках можно заметить расхождение между периодом повествования (или встрече с героями) и временем, в котором происходило описываемое в сказке событие. Например, сказку «Как волки учат своих детей» можно разделить на две части: описание побега волков с пастбища и предыстория этой ситуации со слов мальчи- ка. При этом данные временные промежутки не равны и не связаны. Эта органи- зация художественного времени дает автору возможность раскрыть душевный мир героев, их волнение, истолковать психологические состояния персонажей. Как композиционный, так и сюжетный строй сказок Л. Н. Толстого ориен- тируется на детское восприятие окружающего мира, при этом включающий принципы драматичности, усиленный эмоциональный фон, отсутствие развер- нутых описаний, универсальность образов, зрительность картин. Всё это рабо- тает на главную функцию жанра – формирование и обучение детского характе- ра. Например, сказка «Девочка и грибы» призывает юного читателя не играть рядом с железной дорогой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=