МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

146 Д. С. Гладышева, историко-филологический факультет БГНИУ, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – В. В. Кичигина ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЗМА В СКАЗКАХ Л. Н. ТОЛСТОГО По определению А. Б. Есина, «психологизм – это достаточно полное, по- дробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств лите- ратуры» [2, с. 133]. В то же время Л. Я. Гинзбург обращалась к определению психологизма как к представлению душевной жизни героя в виде жеста и пос- тупка. Цель нашего исследования – поиск и расшифровка приемов психологиз- ма в сказках Л. Н. Толстого, Теоретической основой нашего исследования становятся принципы и осо- бенности психологического анализа. Исследователями предлагаются различные классификации, но наиболее подходящей нам представилось исследование В. Гудонене, в котором выдвинуто три основных формы психоанализа худо- жественного текста: 1. Комментирование чувств всеведающим автором, использование таких психологических деталей как музыка, пейзаж, портрет. 2. «Внешняя» форма или изображения характеров «снаружи», иными сло- вами, это – «косвенный психологизм», то есть представление жеста, мимиче- ского движения, внешних признаков проявления психологии. 3. «Внутренняя форма», то есть «прямой психологизм». Психологическое изображение происходит с помощью потока мыслей, это самораскрытие персо- нажа в его сознании или подсознании, например, в виде сна, исповеди, моноло- га, дневниковых записей [8, с. 58]. Творчество Л. Н. Толстого – гениального психолога – стремится к синтезу всех трех основных форм психологического анализа текста. Тем не менее, акту- альность нашего исследования определяется тем фактором, что субъект иссле- дования – сказки, то есть жанр эпоса, ориентированный на акцентуированное описание персонажа, лишённое психологического драматизма. В этой связи ин- тересно пронаблюдать, каким образом решает проблему совмещения несовмес- тимого Л. Н. Толстой-художник. В сказке «Деревья дышат» основной план писатель делит между чело- веком и природой, первый неразрывно связан со вторым. Так переживания матери о своём «замершем ребенке» продолжаются за окном дома, а стоит ма- ленькому выздороветь, так «и туман спал, и весна наступила». «Мёртвые дере- вья не дышат, а живые деревья дышат так же, как люди. Мы ртами и носами, они – почками» [1, с. 78]. Подобный приём относит Толстого к первой группе писателей-психологов. Автор использует здесь принцип психологического па- раллелизма, свойственный для фольклора, но комментирует его с позиций ав- торского текста.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=